Проект : "Основные направления взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников раннего возраста".
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Забродина Ирина Александровна

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Необходимо помочь родителям построить систему взаимодействия со своими детьми. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Основные направления взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников  раннего возраста.

Актуальность:
  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Необходимо помочь родителям
построить систему взаимодействия со своими детьми. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

Цель: Выстроить  подлинное доверие и партнерство с семьей на основе сотрудничества воспитателей и родителей, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детской организации на семью.

Задачи: - Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества.

- Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их  педагогической компетенции .

Этапы проекта:

1 Организационный (подбор методической литературы, игр, материалов;  составление анкет для родителей; разработка совместных мероприятий с родителями и консультации для родителей; пополнение предметно-развивающей среды группы; разработка информационного материала для родительского уголка; составление перспективного плана мероприятий проекта)

2 Основной (реализация проекта в соответствии с планом)

3 Итоговый (анализ проведенной работы)

Формы работы с родителями:

 1. Информационно-аналитические;

 2. Познавательные;

 3. Досуговые;

 4. Наглядно-информационные.

Информационно-аналитическая форма общения с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования. 

Анкетирование - это неотъемлемая  часть нашей работы,  одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам с родителями нашей группы. С одной стороны, оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь, узнавать особенности здоровья воспитанников. С другой стороны, анкетирование помогает родителям оценить свои педагогические возможности. Вначале года проводились следующие анкеты «Давайте познакомимся», «Какой Вы родитель?», «Особенности семейного воспитания», Не случайно Выгодский  сравнивал анкетирование « со стартовой площадкой при организации взаимодействия в любом образовательном процессе». 

Проводим ознакомление с ребенком через письма «Давайте познакомимся». Родители от имени своего ребенка рассказывают о характере, увлечениях, характерных особенностях ребенка, о его здоровье, пишут свои пожелания и предложения.    

 Консультирование родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции  в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.
Выпуск памяток, информационных листов рекомендуемых развивающих игр.

 Подбор специальной психолого-педагогической литературы для родителей.

 Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

 Вовлекаем родителей  в образовательный процесс через  информирование  о направлениях деятельности дошкольного учреждения;

 раскрываем основные задачи  воспитания ребенка в детском саду по программе «От рождения до школы

знакомим с формами и методами организации обучения.

 проводим консультирование по вопросам организации игровых форм общения и обучения ребенка дома

знакомим с возрастными особенностями психического и физического развития детей раннего возраста

В своей группе выстраиваем взаимодействие с родителями, используя следующие принципы, ориентированные на семью: уважения, доброжелательности, проявление гибкости и чуткости.

  Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания. Форму проведения родительского собрания выбираем после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть собрание в виде презентации, заседание в виде круглого стола, чаепитие. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие бы вопросы хотели еще обсудить.     Процент посещения родителями собраний достаточно высок

Такие формы родительских собраний  позволяют решать сразу несколько задач, а именно:

- установление партнерских отношений с родителями;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;

- обогащение воспитательных умений родителей;

- поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

- осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком;

- развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок;

-  выбор методов воздействия на ребенка соответствующих  его возрастным и индивидуальным особенностям.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, она помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых  в нашей группе.  

Родители становятся активными участниками выставок:

 «Новогодняя поделка», «Подарок для папы», «Цветы для  мамы», «Любимая игрушка», «Поделки из природного материала». Родители вместе с детьми делают поделки, оформляют рисунки, изготавливают сенсорные игры.                                        

Родители принимают участие в развлечениях: «В гости к Неваляшке», «Веселые игры», подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

В предпраздничные дни родители выпускают поздравительную газету.

 По итогам  праздников выпускаем диски  с фотографиями детей.

 Все участники соревнований выставок, конкурсов обязательно награждаются  грамотами.

 Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития,  формами и методами работы с дошкольниками.

  - «Волшебный цветок мудрости» -  помогает родителям поделиться своим опытом: « Я знаю, как научить ребенка к самостоятельности», « Как можно провести выходной день», « Как я занимаюсь с ребенком дома» и др.  

    Созданы уголки продуктивной деятельности детей «Наши рисунки», «Наши поделки», через которые родители наглядно знакомятся с успехами своего ребенка.

Выставка художественной литературы, знакомит родителей со сказками, стихами, рассказами для детей раннего возраста.

Выставка сенсорных игр, где предлагается родителям поиграть вместе с детьми.

Ожидаемый результат:
1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

4. Родители смогут применять полученные знания для оздоровления своих детей.

Пути реализации:

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

Состав участников:

Дети, родители, воспитатели

Срок реализации проекта:

1 год

Теоретические положения:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

Распределение деятельности

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы

Задачи

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование родителей

Познакомиться с родителями и детьми

Сентябрь

Родители

2

Выпуск газеты “Осень”

Знакомить родителей с художественным словом в развитии детей

Сентябрь

Воспитатели

3

Письма от имени ребенка «Давайте познакомимся»

Рассказ о характере, любимых играх , физическом развитии ребенка

Сентябрь

Родители

4

Консультация “Чем и как занять ребенка дома”

Заинтересовать родителей данной проблемой

Октябрь

Воспитатели

5

Беседа “Если хочешь быть здоров”

Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников

Октябрь

Воспитатели

6

Родительское собрание «Растем играя»

Помочь родителям в подборе игр для развития детей»

Ноябрь

Воспитатели

7

Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его”

Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам

Ноябрь

Воспитатели

Родители

8

Конкурс “Новогодняя игрушка”

Привлечь родителей к созданию новогодней игрушки совместно с детьми

Декабрь

Родители с детьми

9

Новогодний праздник

Доставить детям радость и удовольствие

Декабрь

Воспитатели

Родители

Муз. рук.

10

Выставка “Умелые руки”

Пополнить развивающую среду в группе

Январь

Родители

Воспитатели

11

Семейный досуг “Какой хороший папа”

Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Февраль

Воспитатели

Мамы

12

Развлечение «В гости к неваляшке

Привлекать родителей к укреплению здоровья детей

Февраль

Родители

Воспитатели

13

Праздник “Мамин день”

Воспитывать любовь и доброе отношение к маме

Март

Воспитатели

Родители

14

Встреча со специалистами “Теплый дом”

Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей

Апрель

Воспитатели

15

Играем вместе

Обучение родителей сенсорной игре с детьми

Апрель

Воспитатели

Родители

16

Выставка “У мамы руки золотые”

Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе

Май

Мамы

Воспитатели

17

Международный день семьи.  “Вместе погуляем”

Провести прогулку детей с родителями с целью укрепления здоровья детей

Май

Родители

Воспитатели

18

Экологический субботник благоустройство участка

Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны участка ДОУ

Май - июнь

Воспитатели

Родители

19

День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки”

Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение

Июнь

Родительский комитет

20

Выставка комнатных растений “Цветоград”

Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства

Июль

Родители

21

Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша”

Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов

Август

Воспитатели

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

- групповые мероприятия;

- анализ родительских анкет;

- развлечения;

- родительские собрания и консультации.

Методические разработки

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

Методы и технологии

- анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

- методы психофизического сопряжения;

- интеграция;

Необходимые условия реализации проекта

1.Интерес детей и родителей.

2.Наличие необходимой литературы.

Предложения по возможному распространению проекта

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности  ДОУ и родителей воспитанников.

Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"

Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...

Проект "Основные направления и формы взаимодействия с семьей в вопросах здоровьясбережения

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас ...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...