Статья для родителей "Дайте детству состояться"
статья на тему

Бунина Людмила Викторовна

В современном мире высоких научных и компьютерных технологий, развитой индустрии, где от каждого человека требуется высокий потенциал  его личных возможностей, профессиональной компетентности,  знаний и широкого кругозора, в таком водовороте событий и научных открытий  заметно происходит стирание граней между мужскими и женскими приоритетами: в профессии, к семейным обязанностям, во взаимоотношениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_roditeley.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дайте детству состояться.

В современном мире высоких научных и компьютерных технологий, развитой индустрии, где от каждого человека требуется высокий потенциал  его личных возможностей, профессиональной компетентности,  знаний и широкого кругозора, в таком водовороте событий и научных открытий  заметно происходит стирание граней между мужскими и женскими приоритетами: в профессии, к семейным обязанностям, во взаимоотношениях. Давно прошло время кисейных барышень, которых могло привести до обморочного состояния нечаянно сказанное «крепкое» словцо кавалера. Да и мужчина, по словам многих женщин, как -  то измельчал. Что же происходит? Что значит в нынешнее время быть «настоящим» мужчиной и «настоящей» женщиной. Конечно, речь не идет о «тургеневских» девушках, и отважных гусарах, оставим 19 век в покое. Новое поколение вправе выбирать,  каким им быть в современном мире. Ведь женщины не желают быть на вторых ролях, достаточно оглянуться вокруг: женщина за рулем, уже стало нормой, и по правде сказать,  нисколько не уступает в мастерстве вождения мужчине. А новые понятия «бизнес – леди», «бизнес – вумен»! И, наверное, много вопросов стоит перед психологами, как при своей смелости и решительности преуспевающей женщине не утратить своей женственности, а мужчине  - мужественности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии и психологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного внимания, но  и проблема не была настолько явной и актуальной. Понятие  гендер имеет отличие от понятия пола. Пол – это биологическая данность. А вот с гендером – поинтереснее. Это социальная характеристика, установка общества, как в данной культуре должен вести себя человек того или иного пола. Что интересно, гендер никак природой не закладывается, а создается исключительно в процессе социализации. То есть именно мама с папой, а потом детский сад и школа, общественное окружение учат детей быть  мужчинами и женщинами. Одно из известных изречений «Все начинается с детства» очень точно объясняет важность дошкольного периода, когда идет развитие основных внутренних психических процессов, влияние которых отражается на всю последующую жизнь человека. Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. Очень важен период взросления, поэтому закладывание гендерных стереотипов в детское сознание  необходимо начинать с раннего возраста.

Наше дошкольное образовательное учреждение  «Сказка» большое внимание уделяет вопросам гендерного воспитания. Особенно гендерная педагогика так необходима в выстраивании взаимоотношений с мальчиками, так как воспитатели детских садов- это женщины и как правило выстраивают взаимоотношения с мальчиками по «женскому» типу. Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, поэтому педагогу женщине очень важно на полном уважении, как сильному по природе, как будущему главе семьи,  научиться правильно выстраивать отношения с мальчиками и научить этому и девочек. Любая женщина, воспитатель или мама, ни в коем случае не должны подавлять в мальчике проявлений  упорства,  активности, и упрямства. Только на полной взаимной договоренности, четких объяснений, сотрудничестве выстраивать общение с мальчиками. И в тоже время нельзя раздельно воспитывать мальчиков и девочек, так дифференцированное воспитание мальчиков и девочек предполагает их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

Разница в предпочтениях мальчиков и девочек особенно ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники очень рано и достаточно чётко дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают в первую очередь роли, требующие мужества, героизма (моряки, лётчики, космонавты и т.п.), девочек - роли, требующие внимания, чуткости (мама, воспитательница, врач, парикмахер, продавец и т.п.).

Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.

Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Большинство воспитателей при распределении ролей в сюжетно-ролевых играх прежде всего учитывают пол ребёнка, а не его индивидуальность. Девочкам предлагаются роли, готовящие их к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, воспитывающие сочувствие, мягкость («Дочки-матери», «Больница» и др.), а мальчикам - роли, связанные с профессиональной и исследовательской сферой («Строители», «Следопыты», «Капитаны дальнего плавания» и т.д.).

Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.                                              

 В группах детского сада даже игровые зоны созданы с учетом гендерного подхода, которые не пересекаются, осуществляется принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игрового материала, как для мальчиков, так  и для девочек. Для организации предметно – развивающей среды в детском саду большое внимание  уделяется сюжетно – ролевым и режиссерским играм. Для режиссерских игр созданы игровые макеты. Тематика макетов говорит сама за себя. Для мальчиков: «Гараж», «Аэропорт», «Железная дорога. Депо», «Улицы нашего города», «Бензозаправочная станция»,  «Автопарк», «Военная база», «Пограничная застава», «Блокпост». Для девочек:  «Моя квартира», «Салон красоты», «Дом быта», «Домик Барби», «Магазин», «Больница», «Дворец принцессы», «Сказочный город».

Наблюдая за игровой деятельностью детей, убеждаюсь, как важно нам взрослым,  относиться с  уважением к интересам и потребностям ребенка, предоставлять им свободу в игре, а правильно организованная игровая деятельность расставит свои жизненные приоритеты. Может, не стоит так рано учить детей читать, решать задачи, они этому обязательно научатся в школе, а вот если детям не дать возможность наиграться в дошкольном периоде, то станут ли они успешными и счастливыми в будущем?

Главные задачи гендерного воспитания - сформировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной праздник "Дайте детству состояться"

Так хочется чтобы последний праздник в детском саду "Выпускной" запомнился и детям и родителям.Замысел этого праздника - Машина времени, которая переносит детей и взрослых во времени и пространстве....

Статья: «Характеристика раннего детства»

Статья: «Характеристика раннего детства»...

Статья "Расставание с детством", стихотворение "Посвящается..."

Статья и стихотворение посвящены коллеге, ушедшей на пенсию....

Сообщение для родителей: "Дайте детству состояться"

Наше дошкольное образовательное учреждение большое внимание уделяет вопросам гендерного воспитания дошкольников....

статья "Книжки нашего детства"

Активизировать мысль родителей о роли и значении книги в жизни человека...

Моя педагогическая находка. Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться»

Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:1. Раскрыть значение логического развития дет...