Формирование у родителей представлений о влиянии семьи на развитие ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Тимошкина Оксана Вадимовна
Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у родителей представлений о влиянии семьи на развитие ребенка

     Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» -  всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

        Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

       «Внутренний мир ребенка», — пишет Т. А. Флоренская, — это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. И, как отмечает священник Валентин Марков, «...ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!».

       В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?

      Влияние семьи на развитие личности ребенка происходит путем воздействия нескольких факторов:

1. Во-первых, срабатывает механизм импринтинга, или запечатления: бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.

       Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание -  в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути.

      В биологии известен эффект так называемого «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Причем, как оказалось, если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту: как к одушевленному, так и к неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается безвозвратно.

     Так и в жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, — «приклеиться». Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. Как подчеркивает игумен Евмений, если дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.

      У детей потребность в «приклеивании» является естественной — они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь, как известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно: ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

       Другой фактор — слово. «Вначале было слово...» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.

       Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Интериоризация (внутреннее усвоение) мужского и женского начал.          Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

        По мнению И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку два священных первообраза, в живом общении с которыми растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.

      Эти родительские образы философ называл источниками духовной любви и духовной веры человека.

       К сожалению, так бывает не всегда. Искаженные роли отца и матери, когда мать излишне мужественная, властная, доминантная, а отец — мягкий, слабый или отстраненный от семьи, — основные «поставщики» будущих проблем у ребенка. Их спектр очень широк: от сложностей в отношениях с противоположным полом до невротических и психосоматических нарушений.

      Наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Б. Нечипоров говорит о том, что «…если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, — тогда это и будет главным достоянием жизни».

       Таким образом, все эти факторы формируют духовно–душевно–телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

      Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

      Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

     Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

     Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

  • отношение к себе;
  • стиль отношений с другими людьми;
  • представления о себе как о мужчине или женщине;
  • нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • жизненные смыслы;
  • стремления, идеалы;
  • чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

      Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.

      Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

       Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом много писали святые отцы Православной Церкви. «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге», — говорил святитель Василий Великий.

     Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери».  Об этом же свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная — ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и т. д.

     Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

     Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Как родители могут влиять на ребенка.

1 Приказание, распоряжение, инструктирование, команда 

  • Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства и потребности важны, что он должен соглашаться и исполнять все в соответствии с чувствами и потребностями родителей. Например, "Меня не волнует, что ты там хочешь делать, возвращайся домой сию же минуту".
  • Эти сообщения показывают неприятие ребенка таким, каков он сейчас. Например, "Хватит суетиться!"
  • Они вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу от того, кто больше и сильнее его. Например, "Ступай к себе в комнату, если не пойдешь - я тебя туда отправлю".
  • Они могут вызвать у ребенка чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышки раздражения, противостояния родительской воле.
  • Они могут показывать ребенку, что родитель не доверяет суждениям и не полагается на его компетентность. Например, "Не трогай эту тарелку! Отойди от маленького брата!"

2 Предостережение, предупреждение, угроза 

  • Эти сообщения могут заставить ребенка почувствовать страх и покорность. Например, "Если ты так сделаешь, то пожалеешь об этом!"
  • Они могут вызвать сопротивление и жестокость, точно так же, как и приказание, команда, инструктирование. Например, "Если ты сейчас же не пойдешь спать, я тебя отшлепаю!"
  • Они могут сообщать отсутствие у родителя уважения к желаниям и потребностям ребенка. Например, "Если ты не прекратишь стучать по барабану, я рассержусь на тебя".
  • Эти сообщения как бы провоцируют ребенка на то, чтобы он проверил меру серьезности угрозы родителей. Дети иногда испытывают соблазн сделать то, о чем их предупреждали или что им запрещали, лишь для того, чтобы посмотреть, последует ли наказание.

3 Поучение, увещевание, морализирование, проповедь 

  • Подобные сообщения в своем воздействии на ребенка опираются на власть внешнего авторитета, долга, обязанностей. Дети могут отвечать на "должен", "обязан", "надо" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции.
  • Такие высказывания могут заставить ребенка почувствовать, что родитель не полагается на иное суждение, что он считает: правильно поступать - это поступать так, как поступают другие. Например, "Ты должен поступать правильно".
  • Они могут стать причиной актуализации чувства вины в ребенке - чувства, что он "плохой". Например, "Ты не должен так думать". Могут заставить ребенка чувствовать, что родители не доверяют его способности обоснованно оценивать планы других людей. Например, "Ты всегда должен уважать своих учителей".

4 Советы, предложения, объяснения 

  • Такие сообщения часто переживаются ребенком как свидетельство того, что родитель не доверяет оценке ребенка или его способности найти правильное решение. Они могут оказать на ребенка такое влияние, что он прекратит сам думать и решать проблемы и станет зависимым от родителей. Например, "Что я должен делать, папочка?"
  • Иногда дети сильно сопротивляются советам и идеям родителей. Например, "Дай мне самому нарисовать! Я не хочу, чтобы мне говорили, что делать".
  • Совет иногда сообщает ребенку родительские установки превосходства. Например, "Твоя мать и я знаем, что лучше".
  • Дети могут даже приобрести чувство собственной неполноценности. Например, "Почему я не подумал об этом? Ты всегда лучше знаешь, что делать".
  • Совет может вызывать у ребенка чувство, что родители совсем не понимают его. Например, "Ты бы не предлагал этого, если бы знал, что я чувствую".
  • Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовывать идеи и советы родителей, исключая развитие своих собственных идей.

5 Нотации, наставления, логическая аргументация 

  • Попытка учить другого часто вызывает у того, кто учится, чувство собственной неадекватности, уничижение от того, что вы стремитесь подчинить его себе. Например, "Ты всегда думаешь, что ты все знаешь".
  • Логика и факты часто вызывают у ребенка сопротивление и защиту. Например, "Ты думаешь, я не знаю этого?". Детям, как и взрослым, редко нравится показывать, что они не правы. Соответственно, они бескомпромиссно защищают свою позицию. Например, "Ты не прав, прав я! Ты не можешь убедить меня".
  • Дети обычно ненавидят родительские наставления. Например, "Они говорят и говорят, а я должен здесь сидеть и слушать".
  • Часто дети уже слишком хорошо знают те факты, на которых настаивают родители, читая им наставления, и сопротивляются предположению родителей об их недостаточной информированности. Например, "Я все это знаю, и тебе вовсе не нужно мне об этом рассказывать".
  • Иногда дети часто прибегают к отчаянным методам, например обесцениванию фактов, к которым апеллируют родители. Например, "Ну, ты слишком стар, чтобы разбираться в этом. Твои идеи слишком стары и давно вышли из моды. Ты старомоден".
  • Иногда дети предпочитают игнорировать факты. Например, "Мне все равно. Пусть так. Со мной этого не случится".

6 Осуждение, "приговор", критическая оценка, порицание, упреки 

  • Эти сообщения, вероятно, в наибольшей степени, чем другие, заставляют детей чувствовать себя неадекватными, зависимыми, глупыми, недостойными, плохими. Я-концепция ребенка формируется под влиянием оценок и суждений родителей. Как родитель оценивает ребенка, так во многом и ребенок оценивает себя. Например, "Я так часто слышал, что я плохой, что почувствовал, что должен быть плохим".
  • Негативная критика вызывает контркритику. Например, "Я вижу, что ты делаешь то же самое! Тебе можно, а мне нельзя? К себе ты не так строг". Оценка сильно влияет на детей в направлении того, что они начинают скрывать и прятать свои чувства от родителей. Например, "Если я расскажу им, они будут меня осуждать".
  • Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы их оценивали отрицательно. Они отвечают обороной только для того, чтобы защитить свой "образ - Я". Часто они испытывают злобу и чувство ненависти к оценивающему их родителю, даже если наказание и справедливо.

7 Похвала, согласие 

  • В противоположность общепринятому мнению о том, что похвала всегда полезна ребенку, она часто вызывает очень негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует "образу - Я" ребенка, может вызвать враждебность. Например, "Я - не хорошенькая, я - уродлива. Я ненавижу свои волосы. Я не играла хорошо, я была отвратительна".
  • Дети делают заключение, что если на этот раз родители оценили их положительно, то в следующий раз они могут оценить их и отрицательно. Кроме того, отсутствие похвалы в семье, где она используется часто, может быть интерпретировано ребенком как осуждение. Например, "Вы не сказали ничего хорошего о моей прическе, значит, она вам не понравилась".
  • Похвала часто воспринимается ребенком как попытка манипулировать им - хитроумный способ заставить его сделать то, что хотят родители. Например, "Вы так сказали, чтобы я старательнее учился".
  • Дети иногда делают заключение, что родители не понимают их, когда хвалят. Например, "Ты бы никогда не сказал так, если бы знал, что я действительно думаю о себе".
  • Дети часто стесняются и чувствуют дискомфорт, получая похвалу, особенно в присутствии своих друзей. Например, "О, папа, ведь это неправда!". Дети, которых много хвалят, могут стать зависимыми от тех, кто их хвалит, от похвалы и даже требовать ее. Например, "Ты ничего не сказала о том, как я убрал свою комнату. Я хороший маленький мальчик? Как я выгляжу, мама? Правда, хороший рисунок?".

8 Ругань, насмешка, попытка пристыдить, обзывание 

  • Подобные сообщения могут оказать разрушительное воздействие на "образ - Я" ребенка. Они могут заставить ребенка почувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым.
  • Наиболее частая реакция детей на подобные высказывания - бумерангом вернуть их родителям. Например, "А ты - большой ворчун. Еще надо посмотреть, кто из нас лентяй".
  • Когда ребенок получает подобное сообщение от родителя, стремящегося повлиять на него, маловероятно, что это влияние будет реализовано. Вместо этого ребенок может оправдать себя и свести на нет родительскую несправедливую оценку. Например, "Я вовсе не выгляжу вульгарно, покрасив глаза. Это несправедливо и смешно!".

9 Интерпретация, анализ, постановка диагноза 

  • Такие сообщения показывают ребенку, что родитель его разгадал, "вычислил", знает, каковы мотивы ребенка и почему он так ведет себя. Подобный родительский "психоанализ" может угрожать ребенку и вызывать фрустрацию.
  • Если анализ или интерпретация родителя оказываются правильными, ребенок может почувствовать себя в смущении и замешательстве из-за того, что его выставили напоказ. Например, "Тебе никто не назначает свиданий потому, что ты слишком застенчива. Ты так ведешь себя, чтобы привлечь внимание!".
  • Когда анализ или интерпретация родителя оказываются ложными, как и бывает в большинстве случаев, ребенок чувствует злость из-за несправедливого обвинения. Например, "Я не завистлив, это абсурдно!".
  • Дети часто приобретают установку превосходства родителей. Например, "Ты думаешь, что ты так много знаешь". Родители, часто подвергавшие своих детей анализу, показывают им свое чувство превосходства, то, что они умнее и мудрее.
  • Высказывания типа "Я знаю, почему..." и "Я вижу тебя насквозь" зачастую сразу же обрывают дальнейшую коммуникацию и приучают ребенка воздерживаться от обсуждения своих проблем с родителями.

10 Утешение, попытки успокоить, сочувствие, поддержка, помощь 

  • Такие сообщения вовсе не так полезны, как считает большинство родителей. Попытки успокоить и утешить ребенка, когда он взволнован чем-то, может просто убедить его в том, что вы не понимаете его. Например, "Ты не стал бы так говорить, если бы знал, как мне страшно".
  • Родители утешают и успокаивают, потому что они испытывают дискомфорт, когда их ребенок огорчен, разочарован, когда ему больно, обидно и т.п. Взрослые просто хотят, чтобы он перестал испытывать эти чувства и переживания. Например, "Не переживай, и все будет в порядке".
  • Дети могут усмотреть в утешении попытки изменить их и часто не доверяют взрослым. Например, "Ты так говоришь, чтобы заставить меня чувствовать себя лучше".
  • Обесценивание чувства, которое испытывает ребенок, и попытки успокоить его часто прерывает в нем дальнейшую внутреннюю работу, потому что ребенок чувствует: вы хотите, чтобы он перестал переживать в данный момент (неприятие чувств ребенка).

11 Расследование, допрос, вопросы 

  • Вопросы, которые вы задаете, могут сообщать детям ваш недостаток доверия, подозрение или сомнение. Например, "Ты вымыл руки, как я тебе сказала?". Кроме того, дети рассматривают некоторые вопросы как попытку поставить их в трудное положение, "загнать в угол", повод, чтобы "пилить их". Например, "Сколько времени ты учил уроки? Только час. Прекрасно, ты вполне заслуживаешь тройки на предстоящем экзамене".
  • Дети часто ощущают угрозу, исходящую от вопросов, если особенно они не понимают, почему родители спрашивают их. Заметьте, как часто дети говорят: "Почему ты спрашиваешь об этом?" или "К чему ты клонишь?".
  • Когда вы задаете вопросы ребенку, решающему с вами проблему, он может заподозрить, что вы собираете данные, чтобы взять ее на себя, давая ему свое собственный вариант. Например, "Когда ты это почувствовал? Это имеет отношение к школе? Что случилось в школе?".
  • Дети, напротив, часто не хотят, чтобы родители преподносили им готовые решения их проблем. Например, "Если расскажу своим родителям, они тут же скажут, что я должен делать".
  • Когда вы задаете вопросы партнеру, разрешающему с вами проблему, каждый ваш вопрос ограничивает свободу другого говорить о том, о чем он хочет, в том смысле, что каждый вопрос задает определенное направление ответа. Когда вы спрашиваете: "Когда у тебя появилось это чувство?" - вы тем самым требуете говорить только о начале чувства и более ни о чем. Именно поэтому возникает столь сильный дискомфорт, например, в суде во время перекрестного допроса: вы ощущаете, что должны рассказывать вашу историю, точно следуя поставленным вопросам. В силу этого вопрос - вовсе не лучший для другого метод облегчения коммуникации и, например, может сильно ограничить его свободу.

12 Уход, отвлечение внимания, развлечение, юмор (попытка превратить в шутку) 

  • Такие сообщения могут показывать ребенку то, что вы не заинтересованы в нем, не уважаете его чувства или откровенно отвергаете его.
  • Дети в большинстве своем совершенно серьезны и полны решимости, когда у них возникает нужда о чем-либо поговорить. Когда родитель шутит над тем, что их волнует, они чувствуют себя обиженными и отвергнутыми.
  • Отбрасывание и обесценивание чувств детей или отвлечение их внимания оказывается успешным в данной сиюминутной ситуации, однако чувства личности так легко не исчезают. Они часто неожиданно обнаруживаются позднее. Отброшенные проблемы редко бывают решенными проблемами.
  • Дети, как и взрослые, хотят быть с уважением услышанными и понятыми. Если родители будут отмахиваться от них, они скоро научатся обсуждать свои важные проблемы и чувства где-то и с кем-то вне родительского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Влияние семьи на развитие ребенка»

Консультация для родителей на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...

Буклет для родителей на тему «Влияние семьи на развитие ребенка» в ДОУ-14.11.2021г

Буклет для родителей на тему «Влияние семьи на развитие ребенка» в ДОУ-14.11.2021г....

Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Консультация для родителей  «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...

Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл)....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

laquo;Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...