Педагогическая гостиная для родителей: «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
консультация на тему

Кравченко Юлия Васильевна

Педагогическая гостиная для родителей:

«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 2 общеразвивающего вида.

Педагогическая гостиная для родителей:

«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

Подготовил: 

воспитатель

Кравченко Ю.В.

Благовещенск, 2012

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  1. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  2. Установить контакт с родителями, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  3. Ознакомить родителей и апробировать систему ТРИЗ – игр, направленных на развитие речи детей.
  4. Помочь родителям создать методическую копилку «Учимся, играя!»

Предварительная работа:

  1. Оформление приглашений для родителей в гостиную;
  2. Анкетирование родителей по проблеме «Выявление знаний и умений родителей развивать творчество детей. Отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей»;
  3. Создание презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;
  4. Подготовка памятки для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей»;
  5. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые технологией ТРИЗ»

План проведения мероприятия:

  1. Консультация «Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию»;
  2. Знакомство с результатами анкетирования родителей;
  3. Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;
  4. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»;
  5. Подведение итогов мероприятия;
  6. Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

  1. Консультация «Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию»

Здравствуйте, уважаемые родители! На очередном нашем совместном мероприятии мы обсудим такой вопрос, как развитие речи детей с помощью ТРИЗ - игр. Детский возраст – период бурной речевой деятельности, а каждая образовательная деятельность по ТРИЗ – это коллективная игра, творческая работа, а, следовательно, ощущение ребенком радости жизни, которая вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть вас не смущает это странное название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ведь все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных людей, которые поняли, что чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность у детей, тем плодотворнее будет работа и ощутимее результат в дальнейшем.

Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников. Детей здесь не надо искусственно возбуждать, заинтересовывать, а стоит лишь верно почувствовать, чем живет каждый из них, уловить определяющую доминанту занятия – и рождается действие, в котором каждый участвует на равных основаниях.

Речь — одна из важных линий развития ребенка.  Она  тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка,  оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения  детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Вот почему в ТРИЗ – педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его речи.

Именно с помощью технологии ТРИЗ мы решаем проблему развития воображения, речи детей, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач.

  1. Анализ результатов анкетирования родителей «Выявление знаний и умений родителей развивать творчество детей, Отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей».
  2. Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ».

В нашей группе активно используются методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. (слайд 1-2). С некоторыми из них мы и хотим вас познакомить, а также поиграть с вами.

Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

  1. Функция и противоречия в данном объекте;
  2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?)
  3. Анализ ситуации (данный объект остался на земле один, какие последствия этого могут быть?)
  4. Анализ ситуации (объект исчез, как будет исполняться функция?)
  5. Анализ причин в ситуации (объект есть, а функция не выполняется)
  6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими, можно произвольными

Пособие «Круги Луллия» (слайд 4)

Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов, причем круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей способствует тому, что под стрелкой оказываются разные сектора из разных кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.. Для работы с детьми пятого года берем сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем используем 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4круга с 8 секторами на каждом. В работе используем  разный принцип заполнения колец. Для определения уровня развития воображения и творческого мышления  проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой) Например, игровое упражнение «Составь слово» - используется для составления слов, «Сочини сказку» - используется для составления различных вариантов сказок, «Смешивание цветов» - закрепление получения цвета и его оттенков .

Пособие «Гусеничка» (слайд 5)

Данное пособие формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам, т.е. составлять загадки, используя признаки, которые представлены зрительными символами. Также данное пособие учит классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Волшебная дорожка (слайд 6)

Как вы знаете, в осове сюжетов многих сказок – действия какого-либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами, т.е. преодолевает препятствия, решает задачи,чему-нибудь учится, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия.

На доске мы изображаемсказочную дорожку и обозначаем 3-4 ячейки на ее горизонтали. Обозначается сквозной герой, ему дается характеристика и цель деятельности. Далее с детьми мы обсуждаем реализацию этой деятельности и как это получилось.

Пособие «Дидактический мяч» (слайд 7)

Активно используем это пособие в младшем возрасте. С его помощью мы учим детей находить слова-антонимы. Например, для детей 5-ти лет мы предлагаем слово – существительное (прилагательное, глагол), а ребенок говорит противоположное по значению (грустить – радоваться, хороший – плохой, девочка – мальчик).

Пособие «Часы» (слайд 8)

В данном пособии символы имен признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (вес, запах и т.д.). В пособии расположили 17 имен признаков, оставили дополнительно пустые ячейки. Данное пособие стало универсальным, так как использовалось в разных видах деятельности и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

«Вертолина» (слайд 9)

Данная игра способствует расширению и активизации словарного запаса детей. Поле разделено на несколько предметных областей: посуда, птицы, животные и другие. Далее раскручивается стрелка и находится определенная область, а дети по очереди называют слова, относящиеся к ней. Побеждает ребенок, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

На следующем этапе нашего мероприятия мы хотели бы предложить вам игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией.

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Вам надо дать им шуточные имена-дразнилки, не произнося настоящих названий картинок.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. (глаза)

Каталка, возилка, скакалка, ржалка и др. (лошадь)

Забивалка, ударялка, стучалка. (молоток)

Разгадав загадку, игрокам надо как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Во время игры можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны отгадать, о чем идет речь.

  • Игра «Я еду в деревню»

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках родителей стопка перевёрнутых карточек, на которых изображены картинки. Ребенок берет из этой стопки любую карточку, например с изображением лисы и придумывает какое-нибудь словосочетание (лиса хитрая). Картинка передвигается к следующему игроку, который дополняет ее определением и т.д. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право взять из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Мама предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты деиствий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»

Взрослый дает задание назвать то, во что может превратиться предмет без некоторых частей. Например: кружка без ручки (стакан), кепка без козырька (шапка), кувшин без горлышка и ручки (ваза), диван без спинки (кровать), стул без спинки (табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая.» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная.» «Мел твердый, а сажа мягкая.»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

5. Подведение итогов мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

        Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, а также дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

6.Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей»

Уважаемые родители! Надеемся, что информация, полученная сегодня, будет полезна в ваших начинаниях. Всем удачи и до скорых встреч!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Список используемой литературы.

  1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технология развития связной речи дошкольников» Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004 г.- 62 с.
  2. Корзун А.В. «Веселая дидактика» Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками, 2000 г., 72 с.
  3. Апресова А.Г., Гордова Н.А., Сидорчук Т.А. «Окно в школьный мир» Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе. –Ульяновск, 2010г., 168 с.
  4. Мурашковска И.Н. «Развивающие игры.» игра «Теремок». –Рига, 1994 г.
  5. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984г.-243с. 
  6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 
  7. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с. 
  8. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М, 1998 г. 
  9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
  10. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 

 Приложение.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогической гостиной «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты. Это позволит нам узнать ваше мнение по данному вопросу. Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на детских праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

                                                    Благодарим за сотрудничество!

 

Приложение.

Результаты анкетирования родителей.

В анкетировании приняли участие  25 из 29 семей.

Вопросы анкеты

Варианты ответа, %

3

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)

10%- детский сад

80%- родители

10%- детский сад и родители

4

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)

100%- да

5

Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.)

100%- да

6

Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

100% - да

7

Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)

100% -да

8

Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.)

100%- да

9

Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?

50%- да

10%- нет

40%- частично

10

Посещаете ли Вы групповые мероприятия?

90%- да

10%- не всегда

11

Присутствуете ли на детских праздниках?

100%- да

12

Как относитесь к продуктам совместной деятельности?

100% - положительно

Приложение.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

 

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения;
  •  Создание условий для общения с другими детьми;
  • Речь взрослого – пример для подражания;
  •  Развитие мелкой моторики руки, так как это ведёт к развитию речи;
  •  Совместные игры взрослого и ребёнка;
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов;
  •  Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»;
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев;
  • Рассказывание стихов руками.

Приложение 4

                            Памятка для родителей «Меню красивой речи»

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=65812328-03-72&n=21

Меню красивой речи

        Очень часто ребенок не может правильно произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Еще до начала занятий с логопедом можно развивать эти мышцы, не прибегая к специальным упражнениям. Что нужно делать:

  • жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • жевать сырые овощи (редис, морковь, репа);
  • лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • чистить зубы и десны;
  • полоскать рот;
  • жевать боковыми зубами;
  • сосать сухарики из хлеба;
  • лизать эскимо.

        Следуя этим несложным рекомендациям, вы сделаете первый шаг на пути к правильной речи вашего ребенка.

Воспитатель Кравченко Ю.В.

Кравченко Юлия Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей....

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный...

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

middot;         Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, с...

Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр.

Полезно для НОД по развитию речи, а также для занятий родителей с ребёнком дома....

Родительская гостиная "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ -игр"

Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией....

Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни....