Консультация для родителей на тему: "Воспитание ребенка без отца"
консультация на тему

Семенова Оксана Александровна

Обстоятельства нередко складываются таким образом, что некоторое число молодых женщин, рожая ребенка, знают, что будут воспитывать его без отца, по крайней мере, в течение какого-то времени.

О воспитании ребенка, которого растит одна мать, можно сказать многое, но важно осветить основные моменты этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley-bez_ottsa.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                 ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 400

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

             Консультация для родителей

на общем родительском собрании

Тема: «Воспитание ребенка без отца»

Подготовил и провел:

учитель-дефектолог

                                                       группы №4: Семенова О.А.

                                       

г. Москва

Обстоятельства нередко складываются таким образом, что некоторое число молодых женщин, рожая ребенка, знают, что будут воспитывать его без отца, по крайней мере, в течение какого-то времени.

О воспитании ребенка, которого растит одна мать, можно сказать многое, но мне хотелось бы осветить основные моменты этой проблемы.

1. Каждый ребенок думает об отце.

Хотя физически и часто материально отец отсутствует, но, хотите вы этого или нет, он будет играть значительную роль, как в вашей жизни, так и в  жизни вашего ребенка по ряду причин. Во – первых, как и вы, он дал жизнь ребенку, во – вторых, он существует, и наконец, независимо от вашего отношения к этому человеку ребенок будет постоянно напоминать вам о его существовании, ведь каждый ребенок думает об отце. Кроме того, ребенок прекрасно чувствует, что его отец занимает в жизни матери определенное место независимо от того, отрицательной или положительной была его роль, сожалеет о нем мать или нет.

Поэтому, несмотря на драму одиночества, часто справедливые претензии и ясно осознанное желание оставаться в стороне от него или несмотря на более или менее полное безразличие к нему, мать должна приложить усилия к тому, чтобы у ребенка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца. Создавая же и поддерживая в нем непримиримую ненависть к отсутствующему отцу, мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца, отсутствие каких-либо упоминаний о нем. Ведь желание найти отца может возникнуть у ребенка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни, особенно если вопросы, которые он по-разному задает себе на каждом этапе своего развития, останутся без ответа.

Если в ответах на свои вопросы ребенок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери, у него может возникнуть и укрепиться, преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца, отвращение или боязнь мужчин вообще. В глазах ребенка и его собственная ценность может снизиться; он может также опасаться плохой наследственности.

В результате у ребенка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши и девушки. Следовательно, мать должна (насколько это возможно) сохранять приемлемый образ отца ребенка. Разумеется, не следует скрывать от ребенка существующие трудности и приукрашивать реальность, но надо преподносить их ему таким образом, чтобы он не чувствовал себя ответственным за них и они не затрудняли бы его жизнь и отношения с другими людьми. Иначе говоря, ребенок имеет право знать, что его отец не был безукоризненным, но сам он тут ни при чем; это не должно мешать в его повседневной жизни и влиять на его будущее.

Мать, живущая вдвоем с ребенком, инстинктивно сосредоточивает на нем все свое внимание. Она, естественно, стремится окружить ребенка огромной любовью отчасти с целью как-то заменить отца, отчасти для того, чтобы заполнить одиночество. Таким образом. Делая ребенка центром своего мира, мать  невольно создает у ребенка повышенную потребность в ней, что очень быстро порождает чрезмерную требовательность, капризы и неспособность обходиться без ее помощи и присутствия.

Роль каждой матери заключается в том, чтобы постепенно развить у ребенка способность существовать вдали от нее, а затем и без нее. Подготовить ребенку будущее самостоятельного мужчины (или женщины), значит, любить его не ради себя, а ради него. Это не легко дается матери, живущей вдвоем с ребенком. Она должна пользоваться любой возможностью, чтобы расширить круг его общения.

Она должна также дать ему возможность встречаться с мужчинами, с которыми он сможет установить доверительные, теплые отношения; может быть, это будет его дядя, крестный отец, дедушка, кто-то из соседей или друзей.

2. Взаимоотношения матери с семьей.

Одинокой матери необходимо поддерживать контакты со своей семьей, за исключением тех случаев, когда семья мешает ей воспитывать самой своего ребенка и нести за него ответственность. Если первый шаг должна сделать она, то пусть скажет себе, что игра стоит свеч; забыв об обиде, она даст ребенку возможность иметь семью, дедушку и бабушку, дядю и тетю…

В детском саду организованные экскурсии, спорт еще больше расширят круг общения ребенка. Мать же, вынужденная одна воспитывать ребенка, сможет быть тем более уравновешенной в отношениях с ребенком, чем разнообразнее будет ее жизнь.

3. Одинокая мать и работа.

Если первой обязанностью матери является забота о ребенке, то она должна в интересах же своего ребенка заниматься также собой. Профессиональная деятельность, соответствующая ее способностям, например, позволяет получить материальную независимость, что дает не только чувство безопасности, но и определенную уверенность в себе, ощущение собственной значимости.

Поскольку уравновешенность матери всегда отражается на ребенке, то думать о себе, заботится о своем здоровье, совершенствовать свое мастерство на работе, в спорте, встречаться с друзьями – это тоже означает любить своего ребенка, способствовать его развитию.

Если ребенок ощущает себя в безопасности, а мать обрела душевное равновесие, то ребенок строит свой маленький мир так же, как все дети его возраста. Следует отметить частую реакцию одинокой матери – склонность драматизировать события. Если ее ребенок агрессивен, она нередко теряет спокойствие, считая, что эта агрессивность направлена против нее и представляет своего рода упрек в ее адрес.

Матери не следует забывать, что в отдельные возрастные периоды агрессивность служит признаком здоровья, нормального развития и является неким взрывом самовыражения личности. Если одинокая мать сможет сохранять спокойствие в трудных ситуациях, то по окончании кризиса она вновь ощутит нежность своего ребенка, его доверие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание уравновешенности у детей от 1,5 до 3 лет »

Этот материал содержит ряд советов и рекомендаций, которые смогут помочь родителям в воспитании урановешенности у детей раннеего возраста....

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...

Консультация для родителей на тему : «Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности»

Консультация для родителей на тему "Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности"...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание ребенка"

Позвольте предложить материал для родителей, чтобы помочь ответить им на итересующие их вопросы, касающиеся их юных самых любимых душ....

Консультация для родителей на тему: "Воспитание культуры поведения ребенка"

   Дошкольное детство - это самый важный период в нравственном становлении личности ребенка. Ряд исследований наших ученых в области детской педагогики и психологии свидетельствуют о ...