Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.
консультация на тему

Ершова Ольга Борисовна

В  консультации даны рекомендации для родителей по развитию речи (методика по составлению предложений)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.


        В обучении детей с нарушениями слуха широко используются картинки: предметные, сюжетные, серии картинок. Представление детей о том, что изображено на картинке, часто не соответствует ее действительному содержанию. Поэтому так важно взрослому уяснить, что именно видит ребенок в изображении на картинке, и добиться адекватного понимания им изображения. Чтобы дети полнее понимали содержание картинки, они должны обязательно сами, своими действиями, движениями передать то, что они видят. Например, перед ребенком картинка с изображением идущего мужчины. Взрослый просит ребенка изобразить это (“Что тут? Изобрази”) – ребенок  идет. На другой картинке бежит собака – ребенок становится на четвереньки и бегает по комнате (может “лаять”: “Ав-ав”). Название картинкам следует давать только после того, как ребенок изобразит нарисованное. Иначе может случиться так (и это бывает довольно часто), что взрослый видит одно, а ребенок – другое, следовательно, название, которое дает действию взрослый, не соответствует тому действию, которое видит ребенок.

        При работе с картинками, на которых изображены дети, полезно давать им разные имена (имена мальчиков и девочек), так как из-за дефицита общения с другими детьми у глухих очень беден словарь имен, и долгое время они не ассоциируют имя с полом ребенка.

        Демонстрация действий по картинкам начинается уже на первом году обучения и продолжается в течение всего периода обучения, постепенно усложняясь: от изображения единичного действия дети приходят к пониманию сложной картинки с изображением нескольких персонажей.

        Продемонстрировав действие, изображенное на картинке, ребенок должен сказать, что на ней нарисовано. На начальном этапе обучения это будет единичное слово: существительное или глагол (в лепетной, усеченной и полной формах). Уже на этом этапе нужно делать подписи к картинкам. Сначала (пока ребенок не умеет писать) картинки подписывает сурдопедагог; научившись писать, это делает сам ребенок.

        Для данной работы целесообразно использовать книжки-ширмочки, состоящие из одних картинок, или обычные книжки с картинками, текст в которых заклеивается. В этом случае придуманные детьми подписи к картинкам составят адаптированный текст книги. Таким образом будет накапливаться маленькая библиотечка детей с их собственными текстами. Эти тексты доступны пониманию детей, поэтому они будут читать их с интересом.

        Та же методика работы с картинкой осуществляется на всех годах обучения. Речь детей при этом усложняется. Слово заменяется словосочетанием или фразой. При переходе к сюжетным картинкам описание становится более развернутым.

        Данный вид работы следует использовать для развития описательной речи детей. Педагог может:

        а) распространить сказанную ребенком фразу;

        б) ввести новое слово;

        в) повторить фразу ребенка, заменив в ней слова синонимами;

        г) повторить фразу ребенка, изменив порядок слов.

Например:

Дети пришли в лес. Дети гуляли по лесу (в лесу) – В лесу гуляли дети; девочка собирает цветы – девочка рвет цветы;

на улице идет дождик – дождик идет – на улице пасмурно, на небе тучи, дождик.

        Такая работа необходима для того, чтобы в речи детей не закреплялись фразы-штампы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Рабочая программа для слабослышащих воспитанников 2-го года обучения

Программа разработана на  основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы», под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Консультация "Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам"

Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения)....

Составление предложений по предметным картинкам.

Система   работы   над предложением  с  детьми  старшего дошкольного  возраста....

«Речевое развитие детей дошкольного возраста: составление рассказов по сюжетным картинкам»

Система занятий с сюжетными картинками развивает у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни....