Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»
консультация на тему

Колычева Елена Юрьевна

Консультация  для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»

Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.

Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна  людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).

Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую

Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы.

На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.

Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.

На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.

Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)

Если  рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.

Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений.   (Лисина М.И.,1986)

С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.

 Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И.С., 1989)

Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.

Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз:

1.   "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.

2.    "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.

3.   "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.

4.    "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.

5.   "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.

Список детских фильмов о дружбе

·     "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.

·     "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.

·     "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.

·          "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.

·          "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.

·          "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.

·          "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.

·          "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.

·          "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.

·          "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.

Мультфильмы про дружбу

·        "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой

·        "Котенок по имени Гав"

·        "Лис и охотничий пес"

·        "Умка"

·        "Тимка и Димка"

·        "Винни Пух"

·        "38 попугаев"

·        "Маша и медведь"

Пословицы о дружбе:

-           Дружбу топором не разрубишь

-           Дружба от не дружбы близко живёт

-           Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг

-           Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)

-           Без друга – сирота, с другом – семьянин

-           Нет друга, так ищи; нашёл, так береги

-           Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии

-           Не узнавай друга в три дня, узнай в три года

-           Старый друг лучше новых двух

-           Новых друзей наживай, а старых не утрачивай

-           Не держи сто рублей, держи сто друзей

-           Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

ü    Делитесь новостями о своих успехах.

ü    Высказывайте эмоциональную поддержку.

ü    Добровольно помогайте в случае нужды.

ü    Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.

ü    Возвращайте долги и оказанные услуги.

ü    Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.

ü    Защищать друга в его отсутствие.

ü    Быть терпимым к остальным его друзьям.

ü    Не критиковать друга публично.

ü    Сохранять доверенные тайны.

ü    Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

ü    Не быть назойливым, не поучать.

ü    Уважать внутренний мир и автономию друга.

Список литературы о дружбе:

1.     Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007

2.     Поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"

3.     "Крокодил Гена", "Приключения Буратино" полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.

4.     "Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010

Использованная литература:

1.     Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.

2.     Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

3.     Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. Питер, 2004. - 940с.

4.     Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. – 2004.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация  для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»

Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.

Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна  людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).

Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую

Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы.

На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.

Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.

На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.

Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)

Если  рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.

Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений.   (Лисина М.И.,1986)

С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.

 Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И.С., 1989)

Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.

Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз:

  1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
  2.  "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
  3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
  4.  "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
  5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.

Список детских фильмов о дружбе

  • "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.
  • "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.
  • "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
  • "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.
  • "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
  • "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
  • "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
  • "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.
  • "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.
  • "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.

Мультфильмы про дружбу

  • "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
  • "Котенок по имени Гав"
  • "Лис и охотничий пес"
  • "Умка"
  • "Тимка и Димка"
  • "Винни Пух"
  • "38 попугаев"
  • "Маша и медведь"

Пословицы о дружбе:

  • Дружбу топором не разрубишь
  • Дружба от не дружбы близко живёт
  • Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
  • Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  • Без друга – сирота, с другом – семьянин
  • Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  • Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
  • Старый друг лучше новых двух
  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  • Не держи сто рублей, держи сто друзей
  • Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  • Делитесь новостями о своих успехах.
  • Высказывайте эмоциональную поддержку.
  • Добровольно помогайте в случае нужды.
  • Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  • Возвращайте долги и оказанные услуги.
  • Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  • Защищать друга в его отсутствие.
  • Быть терпимым к остальным его друзьям.
  • Не критиковать друга публично.
  • Сохранять доверенные тайны.
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  • Не быть назойливым, не поучать.
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.

Список литературы о дружбе:

  1. Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007
  2. Поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"
  3. "Крокодил Гена", "Приключения Буратино" полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.
  4. "Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010

Использованная литература:

  1. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  3. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. Питер, 2004. - 940с.
  4. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий и развлечение совместно с родителями по теме "Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни"

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса, путем обучения детей управлению собственным здоровьем и создани...

Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлен...

"Формирование представлений о дружбе у дошкольников"

Консультация для родителей на тему "Дружба"...

Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"

Консультация для родителей : "Формирование представлений о дружбе у дошкольника?"...

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного  основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....

Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....