Мастер-класс для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
консультация (старшая группа) на тему

Короткова Венера Фоатовна

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтению. Проведение данного мастер – класса необходимо, для того, чтобы родители смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_obucheniyu_gramote.docx239.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко»

г. Златоуст, Челябинская область

Мастер-класс для родителей

по подготовке детей к обучению грамоте

«Использование инновационных технологий в обучении грамоте дошкольников»

Подготовила: учитель-логопед

  Короткова В.Ф.

2014-2015 учебный год

           Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного мастер – класса считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

         Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

         Я  считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

          Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии (нарушение процесса чтения) и дисграфии (нарушение письменной речи) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Работа по обучению грамоте  проводится в несколько этапов.

I этап - Подготовительный этап.

Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание. И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия: паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин и т.д.

II этап - Знакомство с гласными звуками.

На этом этапе важно научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик?. Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:  "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл); "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  1. Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
  2. Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас).
  3. Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис).
  4. Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а затем в середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

III этап - Знакомство с согласными звуками.

         Начинаем со звуков [м], [н], потому что артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

            Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, мы используем следующую схему:

H:\Scanned at 03.01.2003 4-27.bmp

Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

           Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

       Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов:

  1. назвать количество звуков в слове;
  2. назвать звуки по порядку;
  3. сколько в слове гласных звуков в слове;
  4. назвать их по порядку;
  5. сколько согласных;
  6. назвать первый звук, последний, третий.

IV этап - Знакомство с буквами.

          На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.  

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, пуговиц, бусинок.

На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает, распространяет и заменяет слова в предложении.

Работа с родителями: Мальчик лепит - распространите предложение. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега.

А теперь сократите его. Мальчик лепит.

- Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить.

Далее составляется схема предложения и называется  сколько слов в предложении, какое  первое слово, второе и т.д

На своих занятиях я стараюсь использовать интересные методы и формы, современные инновационные технологии: презентации (показ отрывков из нескольких презентаций), специальные таблицы по звуковому анализу слов (автор таблиц – Соловьева Н.В.). Их особенность — в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы.

Я предлагаю вам задания, которые дети выполняют на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Давайте вместе с вами заполним одну таблицу:

К

Котенок

Бабочка

Раскраска кит - 15 Мая 2012 - Детские раскраски. Раскрась свой мир, сделай его ярче!

C:\Users\Марат\Downloads\post-148066-1315247778.jpg

C:\Users\Марат\Downloads\1270586563_gras_post.jpg

С родителями проводится звуковой анализ слов КОТ, КИТ.

      Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

По окончании мастер-класса родителям раздать памятки «О том, как работать со звуковыми таблицами в домашних условиях» и схему «Характеристика звука».

                   Список литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
  2. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.
  3. Соловьева Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики. - Логопед №08, 2008 г.
  4. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Подготовил воспитатель первой квалификационной категории, Яковлева И.Н.  МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, 2016г.Обуч...

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

Мастер-класс "Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе"

Мастер-класс расчитан на воспитателей и предназначен   для помощи в подготовке детей к школе....

Статья для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомни...

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»...

Статья для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка...