Консультация для родителей детей подготовительной группы на тему: "Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника"
консультация (подготовительная группа) по теме

Миронова Натали Александровна

В шесть — семь лет жизнь ребенка круто меня­ется. Все меняет в его жизни приход в школу: от­ношения со взрослыми и сверстниками, виды дея­тельности, общение.Каким бу­дет его путь, трудным и тернистым или легким и ра­достным? Советы родителям "Как прожить один день без нервотрёпки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?

В шесть — семь лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения со взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных курсов в лицеях, гимназиях и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первоклассникам почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Итак, какой же он — первоклассник? В биологическом отношении младшие школьники переживают значительные физиологические изменения. У них замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, интенсивно развивается мышечная система, все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается, по мнению физиологов, до 1400 г. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому возбудимость младших школьников очень высока.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением ребенка в школу развитие его определяется четырьмя видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

Каждый из четырех видов деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности.

Учебная деятельность только начинается, и какой она будет, очень трудно сказать в самом начале развития. Однако с первых дней пребывания в школе учение должно быть системно и целенаправленно. Основы учебной деятельности в начальной школе — это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция.

Современные первоклассники (дети 6,5-7 лет) уже способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, умеют общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5—7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа — слева, над — под, на — за, сверху — снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира, способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету, различают и выделяют буквы, цифры, написанные разным шрифтом, могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6,5 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10-12 мин. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности учеников в развитии этого познавательного процесса велики. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании. Мозг учащихся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Однако память необходимо тренировать, развивать различные ее виды, необходимые для успешного запоминания

учебного материала. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, развивать память ребенка в домашних условиях.

Взрослым так же нужно помнить и о том, что восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры «9» и «6», мягкий и твердый знак и буквы «Е» и «3», но в то же время им интересна окружающая жизнь, новые события. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет воспитание самостоятельности. Если ребенок чрезмерно доверчив и зависим от чужого мнения, то он может вырасти неуверенным человеком. Излишняя самостоятельность может привести ребенка к отсутствию послушания и вседозволенности.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

Огромное значение имеет процесс обучения саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно сформировать у учащихся интеллектуальное развитие, желание умственной работы.

Не менее значимым для интеллектуального развития и личностного развития является общение со взрослыми. Взрослые люди, учитель, родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В процессе общения дети овладевают такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, умение делать элементарные выводы. Дети, которые умеют строить взаимоотношения, легче адаптируются в школьной среде.

В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребенка авторитетом, требуют от него только успешности в учебной деятельности, наказывают за неудачи, ошибки, это приводит к тому, что ребенок будет руководствоваться лишь мотивом избегания неудач. Если ребенка хвалят, поддерживают, отмечают его успехи, то это будет способствовать формированию мотивации достижения.

«Как прожить хотя бы один день

без нервотрёпки»

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать Ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него  тысячу вопросов, дайте немного расслабится, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  6. Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все вам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка.
  8. После школы не торопите садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха (в первом классе не повредит час сна). Лучшее время для приготовления уроков – с 16 до 18ч. Занятия вечерами бесполезны.
  9. Не заставляйте делать все занятия сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыва.
  10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна Ваша помощь– наберитесь терпения : спокойный тон , поддержка необходимы.
  11. В общение с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…»
  12. Найдите в течения дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  13. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  15. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед  сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоить ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника» (консультация для родителей)

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни....

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»...

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Вашему ребенку исполнилось 6 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидуют самые великие писатели. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их по...

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»

К 6–7-и годам ребенок должен знать:- свой адрес и название города, в котором он живет;-название страны и ее столицы;- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;-времена год...

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник»

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дет...

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок - будущий школьник». Презентация.

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания свои...