"Артикуляционные упражнения в стихах"
консультация (старшая группа) на тему

Константинова Эльвира Николаевна

Использование художественного слова для отработки артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artupr_v_stikhakh.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

комбинированного вида детский сад «ЗОРЕНЬКА» №51

консультация для родителей

«Артикуляционные упражнения в стихах»

Подготовила   учитель-логопед,

Константинова Эльвира Николаевна

г.о. Химки - 2014

«АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СТИХАХ»

Детям с тяжелыми нарушениями речи нелегко даются артикуляционные упражнения. Поэтому приходится тщательно продумывать методы и приемы, которые снимают у детей напряжение, страх и создают положительный эмоциональный настрой при проведении артикуляционной гимнастики. Таким требованиям отвечает игровой прием, предполагающий использование художественного слова. Ниже представлены подборки стихов (автор — С. В. Созинова) и артикуляционных упражнений к ним по лексическим темам.

Тема «Осень» «Листик»

Лист на дереве дрожал,                         Язык в расслабленном состоянии

Ветер дунул — он упал.                        лежит на нижней губе

На дорожке полежал,                               — «Лопаточка».

Ветер вновь его поднял,                          Кончик языка поднять наверх.

Завертел и закружил,                              Затем опустить вниз — «Качели».

И на землю опустил.

Тема «Овощи» «Помидор»

Помидор созрел на грядке,                          Сильно надуть щеки.

Важным стал и потолстел.

Им любуются ребятки,                  Закусить язык зубами, «пожевать» его слева, справа.

Каждый съесть его б хотел.

Тема «Фрукты» «Варенье»

Угостили нас вареньем,                         Облизать верхнюю, затем нижнюю губу.

А варенье – объеденье!

Слижем с губ его остатки:

До чего же было сладко!

Тема «Домашние птицы» «Индюк»

Во дворе индюк болбочет:                          Упражнение «Болтушка»

Рассказать нам что-то хочет.                        Быстрые движения языком вперёд-назад

Тема «Домашние животные» «Кошка»

Кошка сердится, шипит,                          Кончик языка упирается за нижние зубы,

Спинку выгибает.                                   А спинка языка поднята вверх, упражнение

                                                                     «Киска сердится»

Дайте кошке молока –                           Язык «лакает молоко»: высунуть широкий язык, 

Пусть его лакает.                                           Затем спрятать его

Тема «Дикие животные» «Слон»

В зоопарке мы гуляли,                          Цоканье языком, «Каблучки».

И слона там увидали:                            Упражнение «заборчик» (показать зубы)

За забором слон гуляет,                        Упражнение «хоботок», язык спрятан за зубами

Листья хоботом срывает.

«Лиса»

В норке лисонька сидит,                           Губы в улыбке, высунуть узкий язык и спрятать.

Притаилась и молчит.

Хвостик спрячет и покажет,                   Движения сильно высунутым языком вправо-влево, 

Влево-вправо им помашет.                           Упражнение «Часики».

Тема «Игрушки» «Буратино и Артемон»

Вот весёлый Буратино,                          Губы в улыбке.

Нарисован на картине.

Карабаса с бородой                                Губы в улыбке, высунуть язык.

Дразнит мальчик озорной.

Скалит зубы Артемон –                         Поднять верхнюю губу,

Карабаса гонит вон!                               «оскал».

Тема «Птицы» «Птенцы»

Кто там в гнёздышке пищит?                         Широко открывать и закрывать рот.

У кого же клюв открыт?

Это птенчик маму ждёт,

Мама-птица корм несёт.

Тема «Профессии» «Маляр»

Красим стены мы умело,                         Упражнение «Маляр».

Кистью движем вправо-влево.

Тема «Одежда» «Иголка»

Ловкая подружка:                         Высунуть напряжённый кончик языка,

Острый нос да ушко!                      упражнение «Иголочка».

Ткани протыкает,                            «Уколы» острым языком в шёки.

Дырки зашивает.

Тема «Обувь» «Сапожки»

Надевай на ножки,                         Рот широко открыт, цоканье языком.

Новые сапожки.

По дорожке каблучок

Выбивает: «Чок, чок, чок».

Тема «Транспорт» «Лодочка»

Качалась лодка на волнах,                         Высунуть язык, удерживая его лодочкой, -

                                                                                       Упражнение «Чашечка».

А ветер бился в парусах.                       Надуть щёки, выдохнуть воздух, сдувая щёки.

Тема «Посуда»

Мы наполним чашку чаем,                         Упражнение «Чашечка», широкий язык

Всех гостей мы угощаем.                           поднят кверху

Если любишь сладкий чай,                        Круговые движения высунутым языком.

Сахар ложкой размешай!

Тема «Зима» «Зимняя прогулка»

Наступила зима,                                    Упражнение «Лопатка».

Много снега намела.                             Широкий язык лежит на нижней губе.

Мы лопатки возьмём,

Снег с дорожки уберём.                       Упражнение «Горка»

А потом бегом гурьбой

К нашей горке ледяной

Мы прокатим снежный ком,

Чтоб он стал снеговиком.                   «Снеговик» - сильно надуть щёки.

Вот из снега возник

Толстощёкий снеговик.

Из тяжёлой серой тучи                         «Иголочка», напряжённый кончик языка

Вдруг посыпал снег колючий.              делает «уколы» в щеку.

Бьют иголки по щекам.

Детки, быстро по домам

Тема «Весна» «Снеговик»

Наш весёлый снеговик,                                    Сильно надуть щёки.

К зимним холодам привык.                            

Но вот солнце припекает,                     Втянуть щёки в ротовую полость

Снеговик тихонько тает.                       Между зубами

Тема «Деревья»

Как у нашей ёлочки                                    Упражнение «Иголочка».

Колючие иголочки.                             «уколы» острым напряжённым языком в щёчки.

А листья  - у рябинки,                         Упражнение «Листик», широкий язык 

У дуба и осинки.                                    лежит на нижней губе.

Тема «Насекомые» «Пчёлка»

Пчёлка села на цветок,                                    Упражнение «Трубочка», высунуть

Вытянула хоботок,                                              губы вперёд «хоботком»

Слева, справа пьет нектар,                              Движения «хоботком» вправо-влево.

Будет мёд детишкам в дар.

Только к ней не подходи,                        Упражнение «Иголочка», высовывание  

Жало выпустит – беги.                          острого напряженного языка, губы в улыбке.

Тема «Рыбы» «Рыбка»

Подплывает рыбка к нам,                                    Открывать и закрывать рот,

Червячка я рыбке дам!                                          плотно сжав губы

Рот открыла, захватила,

Угощенье проглотила.