"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"
консультация (старшая группа) на тему

Константинова Эльвира Николаевна

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_artgimnastiki_5-6_let.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

комбинированного вида детский сад «ЗОРЕНЬКА» №51

консультация для родителей

«Примерный комплекс

упражнений артикуляционной гимнастики 

         с детьми 5-6 лет»

Подготовила   учитель-логопед,

Константинова Эльвира Николаевна

г.о. Химки – 2014

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, я предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться  дополнительным стимулом  и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка.  Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку  зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем  губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он  спит. (Обращаем внимание ребенка на то,  как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем  внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим  погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый  Язычок.

«ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ 5—6 ЛЕТ»

Коррекционно-речевая работа на логопункте является органической частью единого дошкольного образовательного процесса, следовательно, педагоги общеобразовательных групп выступают как равноправные партнеры коррекционно-речевого воздействия на дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения. Воспитатели имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми, знают их речевые недостатки.

Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, включенных в ежедневную трех-пятиминутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, следовательно, фонетически чистого, правильного произношения звуков. Задача логопеда — познакомить воспитателей общеобразовательных групп с правилами проведения артикуляционной гимнастики, убедить в значимости и пользе ежедневных артикуляционных упражнений.

Так как речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой, следует учитывать и принцип двигательно-кинестетической стимуляции. Поэтому предлагаемые комплексы содержат сочетанные артикуляционные упражнения с движениями рук и пальчиковые упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3—5 минут, выполняется стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

 В течение недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц.

Комплекс 1

  1. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
  2. «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, вытянутых вперед и имитирующих ладонями движения пасти крокодила.
  3. «Лопата». Пошлепывать губами кончик широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхней — нижней губе. Руки вытянуты вперед, кисти рук при этом так же движутся вверх-вниз.
  5. «Лошадка». Прямые руки вытянуты вперед. Улыбнуться, показать зубы, щелкать языком медленно, сильно. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки рук.
  6. «Болтушка». Рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад и в такт с этими движениями, так же вперед-назад, двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Комплекс 2

  1. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
  2.  «Трубочка». Одновременно с длительным и протяжным произнесением звука [у] (вытянуть губы вперёд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
  3.  «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхним – нижним зубам. Руки вытянуты вперёд, кисти рук в такт с языком двигаются вверх-вниз.
  5. «Часики». Руки перед грудью ладонями вперёд, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движения языка с одновременным движением кистей рук вправо – влево.
  6. «Лошадка» (см. комплекс 1)

 Комплекс 3.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки». «Улыбка» - руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки». «Трубочка» - кулачки с вытянутым большим пальцем поднимаются вверх.
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Качели» (см. комплекс 1), только движения языка к верхним – нижним альвеолам.
  4.  «Уколы в щёку». Попеременно кончиком языка с усилием давить в правую – левую щёки с внутренней стороны. Руки перед грудью ладонями вперёд. Движения кистей рук одновременно с движением языка вправо-влево.
  5. «Лошадка» (см комплекс 1).
  6. «Маляры». Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.

Комплекс 4

  1. «Крокодил» (см. комплекс 1).
  2. «Улыбка» (см. комплекс 1).

3.  «Качели» (см. комплекс 3).

4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).

  1.  «Гармошка». (Присосать язык к нёбу, удерживая его в таком положении, улыбаясь, медленно открывать и закрывать рот. Руки вытянуты вперёд, пальцы с силой сжимаются и разжимаются в кулаки.
  2. «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки опущены вниз.

Комплекс 5.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 3).
  2. «Уколы в щеку» (см. комплекс 3).
  3. «Маляры» (см. комплекс 3), только круговые движения языком по зубам.
  4.  «Лопата» (см. комплекс 1).
  5. «Лошадка» (см комплекс 1).
  6. «Гармошка» (см. комплекс 4).

Комплекс 6.

  1.  «Лопата» (см. комплекс 1).
  2. «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Руки согнуты в локтях, пальцы в такт движениям языка сжимаются в кулачки и разжимаются.
  3. «Болтушка»  (см. комплекс 1), только одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.
  4.  «Уколы в шеку» (см. комплекс 3).
  5. «Качели» (см комплекс 3).
  6. «Лошадка» (см. комплекс 1).

Комплекс 7.

  1. «Улыбка». (см. комплекс 1).
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Вкусное варенье». (см. комплекс 6).
  4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).
  5. «Гармошка» (см комплекс 4).
  6. «Болтушка» (см. комплекс 1), только одна рука вытянута вперёд, вторая опущена вниз.

Комплекс 8.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».. (см. комплекс 3).
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Вкусное варенье» (см. комплекс 6).
  4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).
  5. «Болтушка» (см комплекс 1).
  6. «Гармошка» (см. комплекс 4).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия

Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома....

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенн...

Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»

Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»...

Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики

Комплекс №1 (для младшего возраста)Проснись дружок, и улыбнись.С боку на бок повернись,И в зайчишку превратись(поворачиваются направо, затем налево).Чтобы прыгнуть дальше всех,Зайка лапки поднял вверх...