Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Наша  задача  учителя-логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития  малыша, дать определенные  знания  и  умения,  необходимые  для коррекции  речевого  нарушения, подчеркнуть полезность разумных требований  к ребенку,необходимость закрепления  достигнутого в  детском саду.Часто родители не осознают всей тяжести ОНР,  не предполагают, что это  системное нарушение всех компонентов речи   и поэтому  логопед  изначально информирует  родителей  об особенностях формирования и развития  речи ребенка, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_uchitelya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество  учителя-логопеда   и  родителей  в  коррекции

общего  недоразвития речи    дошкольников.

                                                                                                  Т.М.Кондрашова,

                                                                                                           учитель-логопед МДОУ

                                                                                                         «Црр-д\сад «Росинка»

                                                                                     г.Абакан

Успешность коррекционно-образовательного процесса  предполагает активное участие в нем родителей.   Совместная работа  учителя-логопеда и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

 В дошкольном возрасте родители  для   ребенка  непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется  мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодалению  общего недоразвития речи.  

          Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития  малыша, дать определенные  знания  и  умения,  необходимые  для коррекции  речевого  нарушения, подчеркнуть полезность разумных требований  к ребенку,необходимость закрепления  достигнутого в  детском саду.Часто родители не осознают всей тяжести ОНР,  не предпологают, что это  системное нарушение всех компонентов речи   и поэтому  логопед  изначально информирует  родителей  об особенностях формирования и развития  речи ребенка, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы.    

           В систему работы  учителя-логопеда с родителями в условиях  дошкольного учреждения входят:

-родительские  собрания;  

-консультации как подгрупповые, так и индивидуальные.

Подгрупповые проводятся в соответствии с перспективным планированием, индивидуальные-

в период  коррекционного  воздействия на ребенка,по мере необходимости. На консультациях  мы показываем успехи ребенка в преодалении дефекта  и  объясняем, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

-анкетирование;

- речевые семейные праздники;

- семинары-практикумы;

- ведение тетрадей для  родителей ;

 Наглядную информацию представляем на стенде и в виде папок с рекомендациями по закреплению  полученных знаний.

 Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, ответственнее  относятся к выполнению детьми домашних заданий,  автоматизации звуков. По заданию логопеда   принимают  участие в изготовлении  наглядного  дидактического материала. Для  детей нашей группы мы с родителями  организовали  библиотеку  книжек-малышек. Мамы и папы теперь вечерами с увлечением  читают своим детям  книги, а дети  рассказывают о прочитанном  и рисуют  понравившихся  героев  сказок и историй.

 В  план  работы  на  год  мы  включаем  отдельную  графу   взаимодействие  с  родителями

                          Темы проектов старшей логопедической группы

Месяцы

Название проекта

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1Диагностика

2Диагностика

3 «Мой любимый детский сад» (информационной  социальной     направленности)

4 «Откуда хлеб пришел»

1-2 Анкетирование

3. Расширяем  словарь  по данной  теме словами-признаками (дет.сад какой?)

4. Выкладываем  колоски  из палочек

Октябрь

1 «Что нам осень подарила»

2 «Что растет на грядке»

3 «В мире игрушек»

4 «Осенние превращения»

1.Заучивание стихов с опорой на мнемотаблицу

2.Штриховка  овощей

3.Рисовать  «Моя  любимая  игрушка»

4.Речевая игра «Один-много»

Ноябрь

1 «Я-человек» (информационной социальной направленности)

2 «Тайны птичьего мира»

3 «Ложечка точеная, ручка  золоченая» (практико-ориентированной направленности)

4 «Тайны мира животных»

1.«Покажи,  назови части  своего  тела»

2.Речевая игра «Скажи ласково» Д\игра «Что было?» «Кто улетел?»

3.Заштрихуй по образцу

«Что лишнее?» «Скажи наоборот»

4.Собрать разрезную картинку из 4-6 частей

Экскурсия в зоопарк

Декабрь

1 «Путешествие в страну добродетелей» (информационной социальной  направленности)

2 «Жизнь птиц зимой»

3 «Зимние чудеса» (творческой направленности)

4 «Задания Деда Мороза» (творческой направленности

1.Закрепляем в речи детей слова-признаки о зиме

2.Делаем кормушку для птиц, наблюдаем  за зимующими птицами

3.Рисуем  снежинки манной крупой.

Оригами «Елочка»

4.Украшаем  новогоднюю елочку

разноцветными шарами

Учим стихи

Январь

1 Каникулы (игровой)

2Рождество (игровой)

3 «Путешествие на север»

4 «Из чего сделана наша одежда»

1-2.Всей семьей катаемся на лыжах и коньках.

3.Выбираем  животных Севера,

называем  детенышей

4.Экскурсия в магазин «Одежда»

Посчитай  разные виды одежды

 Вместе с мамой пришей пуговицу

Февраль

1 «Загадки времени»

(Ориентировка в пространстве, во времени)

2 «Транспорт»

3 «Защитники Отечества»

4 «Наша Родина» (информационной социальной направленности)

1.Запоминаем, повторяем дни недели, времена года.

2.Сосчитайте  самолеты от 1-10

3.Учим  стихи по мнемотаблице «Армия»

4.Рисуем флаг нашей Родины

Март

1 «Чудо материнской любви»

2 «Моя семья»

3 «Путешествие в Африку»

4 «Любимый город» (информационной социальной направленности)

1.Составляем  рассказ «Я помогаю маме, бабушке»

2.Рисуем  портреты членов

 своей семьи

Д\игра « Кто для кого?»

(родственные связи в семье)

3.Подбираем  и запоминаем  2 загадки о животных  Африки

4.Экскурсия в краеведческий музей

Апрель

1 «Машины на нашей улице»

2 «Космический полет»

3 «Как проехать по морю, реке»

4 «Добрая Фея  Весна»

1.Конструирование машины из пустых спичечных коробков.

2.Составляем  из палочек ракету.

3.Оригами «Лодочка»

4.Закрепляем  весенние месяцы,

Учим  пословицу о весне

Рисуем  картинку «Весна»

Май

1 «День победы»

2 «Жизнь насекомых  в царстве растений»

3-4 Диагностика

Экскурсия к вечному огню

Дорисуй насекомое

«Исключи лишнее»

Наши  родители    посещают  занятия  учителя-логопеда,  воспитателей  и   всех    специалистов   в течение   всего   периода  обучения  и  могут  оценивать  и  сравнивать  речь   собственного ребенка  и   других   детей . Только  тесный  контакт  в  работе  логопеда  и  родителей  может способствовать  устранению  речевых  нарушений  в  дошкольном   возрасте ,а  значит  и дальнейшему  полноценному  школьному   обучению . Принцип   открытости  обучения  всегда  усиливает  эффект  воздействия   на  речь  и  в  целом  на  личность   ребенка.