"Как развивать речь детей"
консультация (подготовительная группа) по теме

Саркеева Оксана Александровна

В материалах для родителей по развитию речи дошкольников приведены  разнообразные примеры, которые показывают важность овладения в выборе нужных слов и правильного употребления их в речи, в предложениях, в словосочетаниях.  Цель консультации - привлечь родителей к совместному развитию речи детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! G:\КАРТИНКИ\Фон\1.Новые фоны\1.jpg

Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему:

«Как развивать речь детей»

Развитие     речи детей в детском учреждении  является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы  развития  личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель образования в ДОУ – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание всесторонне развитого человека.

Работа по развитию речи – это не только овладение грамматической теорией, но и умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Развитие речи – это главная основа обучения детей языку. Развивать речь ребенка важно как для воспитателя, так и для родителей, потому что речь ребёнка  является ключевым моментом в его развитии.

Через год нашим детям идти в школу. Поэтому важно уже сейчас, чтобы ребенок умел слышать родителя, воспитателя, учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования.

Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.).

Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, (например: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).G:\КАРТИНКИ\Фон\1.Новые фоны\1.jpg

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов  из - за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).

 Совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

 Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

 Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю — ребёнку.

 Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями сверстников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребёнке, даже если они в его пользу. Помните, что это он  растет и учится.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Развитие устной речи дошкольников». G:\КАРТИНКИ\Фон\1.Новые фоны\db071495ae8f.jpg

Подготовила и провела:  воспитатель Саркеева О.А.

Цель: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у дошкольников.

Задачи:

• Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи  будущих первоклассников.

 • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

 • Определить роль родителей в формировании устной речи учащихся.

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. Дошкольник станет школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменятся жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть успехи ребенка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной (в школе)  ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Давайте определим:

• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой .

• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

 

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

 При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

  1. Звуковая сторона речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух,является необходимым условием для освоения письма. Дети должны уметь:

 - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи.

3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:

 - делить предложения на слова;

 - делить слова на слоги;G:\КАРТИНКИ\Фон\1.Новые фоны\db071495ae8f.jpg

 - уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Наиболее характерны следующие ошибки:

 - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

 - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

 - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

 4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

 - точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

 - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

 - употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

 Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

 - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

 - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

 - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

 - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

 - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

 - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

 - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

 - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

 - образовывать название детенышей животных;

 - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). G:\КАРТИНКИ\Фон\1.Новые фоны\db071495ae8f.jpg

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

 - замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

 Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь. Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

 Дети должны уметь:

 - свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

 - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

 - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь в детском учреждении служит средством успешного обучения в школе. Педагогами нашего детского сада ведется планомерная, систематическая работа по развитию речи. Она осуществляется через различные мероприятия  проводимые с детьми, создание предметной развивающей среды в группе ДОУ, целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности, повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, изучению состояния устной речи детей и, конечно же, она невозможна без помощи вас, уважаемые родители. Потому что, только совместные, каждодневные усилия педагогов ДОУ (воспитатели, узкие специалисты) и родителей, шагающих  в одном направлении, достигнут хороших результатов.

F:\ФОТО\МБДОУ ДС КОЛОБОК\2014\ФОТО.КОЛОБОК\DSCN9272.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...