Консультация для родителей "Как развивать одаренного ребенка"
консультация (старшая группа) по теме

Дудина Евгения Валерьевна

В данной консультации представлены рекомендации для родителей по развитию одаренного ребенка, а именно о создании условий для творческого развития ребенка, активном участии родителей в этом процессе, о признаках детской одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_odarennye_deti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 8

Консультация для родителей

«Как развивать одаренного ребенка»

     

                                                                             

   

                                                                                  Подготовила: Дудина Е.В.,

                                                                            воспитатель МДОУ № 8   

2014 г.

        Согласно концепции А.М. Матюшкина, творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Творческий потенциал у детей различен. Детей с высоким творческим потенциалом называют одаренными детьми.

        От того как воспринимается одаренный ребенок взрослым зависит самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому важно определить свою позицию в вопросе развития одаренности детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала такого ребенка.

        Ошибочно считать, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию и видеть в этом лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении.

        Не стоит, и преувеличивать творческие возможности ребенка, выделять его из всех детей, давая право на особые привилегии.

        Верной позицией в отношении одаренного ребенка является позиция помощника, заключающаяся в раскрытии его творческого потенциала, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка.

        Одаренные дети, как и их ровесники, развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие одаренных может опережать их физическое и эмоциональное развитие.

        Следует отметить, что у одаренных детей наряду с высоким уровнем развития познавательных способностей может наблюдаться отставание в развитии мелкой моторики и моторной координации. Такое явление характерно для детей 3-4 лет.

        Одаренные дети стремятся к творческому самовыражению, которое может проявляться в рисунках, танцах, стихах и других видах детской деятельности. Однако, следует отметить, что творчество не терпит жесткой регламентации и важно давать детям свободу действий в этом плане.

        Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, часто нуждаются в понимании и признании. На этом фоне порой возникает одна большая проблема – проблема общения.

        Одаренные дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Такой ребенок остро реагирует не только на содержание высказывания, но и на его форму: для него важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Нередко при общении одаренного ребенка с кем-то возникает ситуация непонимания и причина тому не в неспособности ребенка вникнуть в суть, а в различии точек зрения. Точка зрения одаренного ребенка отличается необычностью, оригинальностью и ему трудно понять, что другой человек мыслит по иному.

        Поэтому важно при общении с одаренным ребенком:

- следить за своей речью, интонацией;

- уважать мнение ребенка, несмотря на то, что он еще мал.

        Следует обратить внимание, что одаренные дети всегда в поиске новых интересных занятий, спектр которых очень велик и направлен на реализацию способностей ребенка (музыкальных, изобразительных, лингвистических и т.д.). Некоторым одаренным детям для более полной реализации возможностей необходим специалист. Однако многое могут сделать для такого ребенка, как родители, так и воспитатели.

  1. Создание условий для творческого развития ребенка:

- приобретайте книги, игрушки, игры, которые будут полезны для развития ребенка;

- обеспечивайте материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и пр.);

- организуйте место для творчества ребенка ;

позволяйте ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;

- позволяйте изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно и т.п.);

- контролируйте умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня;

- давайте ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;

- приглашайте специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием, иностранным языком; организуйте посещение ребенком кружков, студий;.

  1. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка:

2.1. занятия с ребенком:

- отвечайте на вопросы ребенка;

- обсуждайте вместе разные проблемы;

- читайте ребенку книги;

- вместе с ребенком разгадывайте загадки, решайте кроссворды, ребусы и придумывайте свои собственные;

- рисуйте, лепите, вырезайте ножницами;

- играйте;

- конструируйте;

- совместно с ребенком выполняйте трудовые поручения;

- вместе смотрите детские телепередачи и обсуждайте увиденное;

- слушайте музыку;

- устраивайте вместе с ребенком выставки его работ;

- помогайте составлять различные коллекции в соответствии с его интересами;

- приобщайте ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы и т.д.);

- записывайте идеи, высказывания, сочинения ребенка.

        3. Стимуляция творческой активности:

- поощряйте его творческую деятельность и создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций и т.д.)

- поощряйте стремление ребенка исследовать окружающий мир; помогайте ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых, с кем он может обсуждать интересующие его проблемы;

- поощряйте активное участие вашего ребенка, помогайте ему приобрести необходимые умения, знания, навыки;

- показывайте ребенку, что вы цените его достижения;

цените в нем личность, уважайте его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.

        

        И в заключении надо напомнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего РЕБЕНОК. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Уважайте его точку зрения, как если бы он был бы взрослым. Уважайте его любопытство как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ребенку. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что и всем детям. Ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Отличительные особенности одаренного ребенка

(Е.Белова, И.Ищенко)

  • Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше, чем большинство его сверстников. Овладевает навыками самообслуживания (умывание, одевание и пр.) быстрее, ему требуется для этого меньше практики, чем другим детям.
  • Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?».
  • Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.
  • Концентрируется на задаче иногда так глубоко, что забывает обо всем. Продолжительность концентрации внимания на интересующем его предмете или задаче намного больше, чем у сверстников.
  • Имеет большой для своего возраста словарный запас, демонстрирует глубокое понимание тонкостей языка.
  • Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и более подробно, чем большинство детей.
  • Понимает сложные идеи, видит общее в предметах, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление намного раньше своих сверстников.
  • Склонен к серьезным размышлениям. В очень раннем возрасте интересуется глобальными проблемами, размышляет о жизни и ее значении и о тех вещах, о которых взрослые говорят за обеденным столом.
  • Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.
  • Начинает читать и выполнять простые арифметические действия до поступления в школу, иногда учится этому самостоятельно.
  • Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству. В любом деле доходит до самой сути.
  • Проявляет понимание чувств других людей и очень чувствителен к социальной несправедливости. Верит в честность, правду и другие абсолюты, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликта.
  • Хочет понять, почему люди такие, какие есть. Склонен в самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Проявляет критичность к себе и другим.
  • Не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом.
  • Стремиться быть творческим, изобретательным. И как результат – ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел: по-своему застелить кровать, убрать комнату и т.п.
  • Проявляет одаренность в искусстве. Например в раннем возрасте заучивает песенки, рисует детализированные картинки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Консультация для родителей как развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....

Консультация для воспитателей "Развиваем руки ребенка"

Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является раз­витие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук....

Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временн...

Консультация для родителей «Развивайте одаренность с раннего детства»

Кто из нас не любил рисовать в детстве? Сколько помню, мы рисовали с друзьями всегда и везде.  Нашим  мольбертом могли стать и снег,  и мокрый песок на берегу Волги, а уж если в руках о...

Консультация для родителей "Портрет одаренного ребенка"

Для родителей представлено  краткое описание  признаков одаренного ребенка....