Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности»
консультация на тему

Петрова Вера Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Создание условий в семье для развития игровой деятельности»

Воспитатель I категории МБДОУ «Первомайский детский сад»

 Первомайского района Тамбовской области

Петрова Вера Михайловна

Играть мы любим очень:
Вы знаете друзья! 
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя. 
Мы взрослых понимаем –
Сегодня новый век. 
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех! 
Нам тесты предлагают
И все хотят понять:
Чего нам не хватает, 
Ну чем нас развлекать? 
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки, 
Вприпрыжку поскакать. 
И куклы засиделись, 
Все ждут и ждут детей, 
А мы же ожидаем
Хороших новостей
Что снова поиграем –
В компании друзей! 
Вернитесь в свое детство, 
Побудьте с нами в нем, 
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем! 

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации – все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Именно в ней он учится подчинять свои желания определенным требованиям, а это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра – это источник развития моральных качеств личности. 

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. 

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени. Родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада. 

Маленькие дети – это очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности – игре. А игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей, то есть вас, родителей. Но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи – отводят свое свободное время на то, чтобы позаниматься с детьми.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада является формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры. Ведь именно через игровую деятельность ребенок движется к новой, высшей ступени своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Игра – это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему.

Условия для развития игровой деятельности в семье

По мере материальной возможности необходимо позаботиться о создании благоприятных условий для разнообразной игровой деятельности. 

В сюжетных играх необходимо обеспечить ребенка атрибутами для создания игрового образа и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.). 

Для режиссерских игр следует приобрести или изготовить вместе с ребенком миниатюрные игрушки. 

Заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку или фотографировать) и только после этого убирать игрушки для хранения. 

Важно вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. 

Наблюдайте за играми ребенка дома и рассказывайте (по желанию) о них воспитателям. 

Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с постепенностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорить. 

Тактично, но не навязчиво предлагайте свою помощь в создании игровой среды: «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?» или «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» Отказ ребенка воспринимайте как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление доверия и уважения за деликатность и такт. 

Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, не забудьте поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью принимайте ее.

Тактично подключайтесь к уже начавшейся игре ребенка, принимая дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка следует уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»)

Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»)

В процессе совместной игры побуждайте ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль. 

Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждайте детей от их лица осуществлять ролевой диалог. 

Научите детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами. Выступайте в качестве партнера и носителя правил игры. Подводите ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть. 

По окончании игры обязательно выразите ребенку удовлетворение и выскажите свою надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас поучаствовать в игре.

Список литературы

1. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

3.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4.Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5.Урунтаева, Г. А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте / Г. А. Урунтаева. Дошкольная психология. – М., 1999.

6.Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007.

7.Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

Мои консультации для родителей помогут им развивать творческие способности детей дома....

Консультация для родителей "Создание условий в семье для развития игровой деятельности"

   Мы часто сталкиваемся с тем, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараю...

Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности»

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидакти...

Консультация для родителей "Создание педагогических условий для семейного праздника"

Консультация для родителей "Создание педагогических условий для семейного праздника". Материал предназначен для родителей и педагогов ДОУ....