Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
консультация на тему

Маркова Наталья Александровна

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Маркова

учитель- дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 85»

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

 (для педагогов и родителей)

Очень часто нам встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка: усиление симптомов болезни, возникновению психотравм у ребенка, обострению негативных черт характера, увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Для достижения положительных результатов педагогической коррекции и компенсации дефектов развития детей, а также  подготовки  к обучению в школе необходима правильная организация всей системы воспитания и обучения.

Создание определенных условий

  • создать обстановку, приближенную к домашней;
  • рекомендуется частая смена видов деятельности, не допуская  переутомления;
  • четко определить образовательную и лечебную нагрузку на ребенка;
  • продумать для занятий индивидуальные задания с частой их сменой;
  • ограждать от стрессовых ситуаций в детском саду и дома;
  • не оставлять одного в незнакомой ему обстановке;
  • исключить психотравмирующую ситуацию, оградить ребенка от этого (предупредить родителей).

Оказание помощи

  • постоянная поддержка в виде поощрения со стороны педагогов;
  • необходимы закаливающие процедуры;
  • рекомендуются занятия лечебной физкультурой и ритмикой;
  • предложить заниматься в театральном кружке;
  • необходимы отвлекающие мероприятия по преодолению плаксивости и капризности;
  • рекомендуется работа с психологом;
  • рекомендуется проведение психогимнастики.

Методика работы

  • не разговаривать с ребенком громко, все вопросы решать в спокойной доброжелательной форме;
  • полноценно отвечать на вопросы ребенка, ориентируя его в неизвестном.

Задачи

  •  воспитывать уверенность в себе;
  •  воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

      Необходимо отметить, что при каждом синдроме существуют индивидуальные рекомендации по работе с ребенком:

Неврозоподобный синдром

  • обратить особое внимание на сервировку стола и подачу пищи, привлекать ребенка к сервировке: предложить разложить хлеб в хлебницу, предварительно понюхав и потрогав его;
  • вызвать чувство голода перед приемом пищи с помощью сохранных  анализаторов, рекомендовано провести экскурсию на кухню, обговорить с ребятами меню, попросить угадать по запаху, что приготовил повар;
  • во время дневного засыпания побыть рядом с ребенком, успокаивая его, спеть колыбельную или включить спокойную музыку.

 Астеноневротический синдром

  • создать условия в период адаптации после длительной болезни, продумывая пребывание близких людей в группе;
  • отвлекающие и переключающие занятия по сглаживанию патологических проявлений (слез, обид, тоски и т.д.);

Гипердинамический синдром

  • снять гиперактивность ребенка, создавая условия для спокойных занятий и игр;
  • приобщать ребенка к занятиям физкультурой и спортом с применением игр малой подвижности с релаксационными упражнениями;
  • в подвижных играх упражнять детей подчинению цели игры;
  • учиться понимать и действовать сообразно правилам: «нельзя» и «надо» (В.И. Гарбузов);
  • создавать релаксационные условия при отходе к дневному сну;
  • чаще привлекать к выполнению трудовых поручений.

Эпилептиформный синдром

  • в моменты возбуждения и двигательных бурь создавать обстановку эмоционального покоя;
  • в период апатии и безразличия к окружающим стимулировать ребенка к участию в играх и занятиях;
  • следить за соответствием нагрузки, чередованием отдыха и труда для профилактики судорожных параксизмов.

Церебростеничеекий синдром

  • сочетать задачи по интеллектуальному развитию с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок;
  • предупреждать утомление, давая отдых во время занятий;
  • упражнять память, используя предметно-практические формы организации жизнедеятельности ребенка;
  • упражнения для развития мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата.

Гидроцефальный синдром

  • избегать длительного пребывания на солнце, организуя игры в тени;
  • исключить упражнения с перегрузками на качелях, каруселях с кружением.

Синдром псевдоаутизма

  • мягкое и ненавязчивое вовлечение ребенка в деятельность и в контакт с окружающими;
  • осуществлять подготовительную работу при перемене задания, обстановки или обстоятельств, напоминая об этапах работы, если ребенок забыл.

 Необходима соответствующая работа с родителями в форме:

  • консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей;  бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребенка;
  • убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребенка;
  • знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребенком, о необходимости продолжения ее в домашних условиях;
  • убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача психоневролога; встречи родителей с психоневрологом и педагогами.

Желаем удачи!

Литература:

  1. Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся / Общество «Знание», 1991.
  2. Гарбузов В.И. Нервные дети. -  М., 1990.
  3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности

Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности...

Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР

В настоящее время остро ощущается нехватка апробированных коррекционно-развивающих программ, облегчающих формирование произвольности психической активности дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте ск...

«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. СНЯТИЕ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ»   Приветствие всех участников мастер – класса.Разогрев.Упражнение «Поздоровайс...

Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников

Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана корре...