"Система социальных связей развития дошкольника"
статья (старшая группа) на тему

Танасова Татьяна Юрьевна

Данный материал может использоваться на родительском собрании, так же для самостоятельного ознакомления родителей в разделе " консультации для родителей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_oznakomleniya_roditeley.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

система социальных связей развития дошкольника

ребенок и семья

Наиболее существенным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является тип взаимоотношений в семье. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальным правом влиять на ребенка в силу его зависимости от них физически, эмоционально, социально. На ребенка прежде всего влияют личные черты родителей. Особенно матери. Среди них : повышенная эмоциональная чувствительность, склонность принимать всё близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; эмоциональная возбудимость и неустойчивость настроения; тревожность, склонность к беспокойству; доминантность  или стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность как фиксация на своей точке зрения, отсутствие гипкости суждений и гиперсоциальность как повышенная принципиальность, утрированное чувство долга. Часто во взаимоотношениях с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний. Поэтому первый вопрос в случае возникновения у малыша проблем родители должны задать себе вопрос: 2 Что есть во мне такого, что приводит к проблемам в поведении моего ребенка?»

На развитие ребенка также оказывает влияние то, как родители воспитывают своего ребенка. Среди наиболее распространенных стилей родительского воспитания психологи выделяют такие: гиперопекающий, авторитарный стиль воспитания, воспитания по типу «кумира семьи».

Гиперопекающий стиль – родители практически не контролирую ребенка, разрешают ему делать всё, что малыш захочет. Предоставление ребенку полной свободы приводит к тому, что он теряет ориентиры в жизни, не способен отличить добро от зла, правильное от неправильного. У ребенка появляется повышенная тревожность , сомнение в собственной ценности, неспособность строить прочные отношения с людьми на основе взаимного уважения.

Авторитарных родителей характеризует стремление контролировать каждый шаг в жизни ребенка, безапеляционно судить о том, что он делает, ориентация на жесткую оценку ребенка. Дети авторитарных родителнй чувствуют себя напряженнояя6 любая новая ситуация вызывает у них повышенную тревожность из-за боязни поступить неправильно и быть наказанным. Для них характерна стеснительность и социальная пассивность, т.к. сформирована мотивация не не достижение успеха, а на избегание неудачи. Таких малышей могут преследовать психосамотические заболевания: астма, псориаз, нейродермит и др. Психологические проблемы ка бы проявляются на телесном уровне.

Помешать полноценному развитию ребенка могут конкурентные отношения между родителями, которые делят между собой власть в семье. Ребенок становится один из дополнительных аргументов в этом вечном споре, его могу привлекать в качестве члена « военного» союза. Мы видим такие семьи, в которых мать с дочерью объединяются против отца; отец с сыном - -против матери. Таких комбинаций множество. Впоследствии у таких детей будут проблемы в их семьях, а также трудности в психосексуальном развитии.

Есть родители, которые воспитывают по принципу « кумира  семьи». Ему уделяется слишком много внимания, личная жизнь родителей подчинена ребенку, они замкнуты на нем. Родители паникуют по любому, даже пустяковому поводу, охраняют ребенка от всех, большей частью воображаемых, опасностей. Это обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у одного из родителей, чаще у матери. Мать стремится всё сделать за ребенка. В результате ребенок растет беспомощным и неприспособленным к жизни. Но… мать тем самым обеспечивает свою неодинокую жизнь в старости – радом с сыном или дочерью. Такие дети, воспринимая мир полным опасностей, предпочитают никогда не уходить от родителей.

Особую роль в развитии ребенка играют мать и отец. Идеальный вариант – когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость. Терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. « Первый мужчина» в жизни девочки – ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика « первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у малыша искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Какими же психологическими чертами характеризуется благополучие семьи? Назовем некоторые из них. Прежде всего, это ощущение свободы, автономности и безопасности при общении с близкими; выраженное переживание удовольствия от контактов с семьей. В такой семье отсутствую « военные союзы2, то есть скрытые группировки, преследующие свои цели, интересы. В благополучной семье нет запретных тем, касающихся рождения и смерти, любви и секса. В благополучной семье дети не боятся ошибаться и просить помощи у окружающих.

«Родительский труд сродни труду дипломата: достигать своей цели, не ущемляя при этом прав другого.

Задав вопрос:» Что ты будешь на ужин: гречку с мясом или гречку с сосиской?» — вы оставите ребенку право выбора и накормите его полезной едой. И в результате оба останетесь довольны.

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.

Ж. Лабрюйер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система социально-личностного развития дошкольника»

Практико-ориентированный проектС самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает....

Система программных мероприятий по формированию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал посвящён вопросам социально-коммуникативного развития дошкольника через разные игровые формы, согласно основной образовательной программы ДОУ. Опыт работы Детского сада был представлен н...

Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Методическая разработка)

Проблема социализации и коммуникации дошкольников в игровой деятельности, остается недостаточно разработанной в теории и практике, не смотря на имеющиеся исследования. В статье акцент на изучение и ис...

Управленческий проект "Совершенствование системы социально-коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО"

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников, являя...

Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Передставленная система работы реализуется  в рамках  образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", направлена на обеспечение условий, необходимых для создания соци...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...