Консультация "Игра в жизни ребенка"
консультация на тему

Мануилова Елена Николаевна

     Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

   Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке ненужных навыков и умений. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выгодский.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на боле высшую ступень развития. (Д.Б. Эльконин).

Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно – потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно – игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима, прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.  

    Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный писк, подсказывает источник получения информации.

     Познавательная активность, по определению В.А. Ясина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

Формирование «образа познания » является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.

Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно – образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как использовать познавательную активность ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой  опыт и часто делают ошибки.

Для развития познавательной активности детей необходимо как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой – либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Таким образом, что бы сюжетно – ролевая игра была полной и интересной ребенок должен использовать свои познавательные способности. Которые берутся из разных сфер: социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализовать. Педагог в совместной с детьми иге должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

   Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке ненужных навыков и умений. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выгодский.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на боле высшую ступень развития. (Д.Б. Эльконин).

Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно – потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно – игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима, прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.  

    Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный писк, подсказывает источник получения информации.

     Познавательная активность, по определению В.А. Ясина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

Формирование «образа познания » является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.

Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно – образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как использовать познавательную активность ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой  опыт и часто делают ошибки.

Для развития познавательной активности детей необходимо как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой – либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Таким образом, что бы сюжетно – ролевая игра была полной и интересной ребенок должен использовать свои познавательные способности. Которые берутся из разных сфер: социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализовать. Педагог в совместной с детьми иге должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида  «Серебренное копытце» №78.

Формирование познавательных способностей у детей в сюжетно ролевой игре.

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы «Б»

Мануилова Елена Николаевна.

Литература

1. Организация сюжетной игры в детском саду: Н.А. Короткова, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

2. Программа «Развития» Москва «Новая школа» 1994г.

3. Ребенок в детском саду 1/2008г. Метод проектов и познавательное развитие дошкольников/стр.2-3

4. В.А. Недоспасова: «Растем играя»: М.Просвещение 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...