Тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у (ю) – требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о (ё) – округлить губы, для с (з) – растянуть губы в улыбку и т.д. Вялость губ приводит к тому, что эти звуки произносятся размыто неточно и речь становится непонятной для окружающих. Что бы избавиться от этого недостатка, необходимо выполнять.

 

Упражнения для развития подвижности губ:

1.                 Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.                 Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.                 Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.                 Рыбки разговаривают.

- Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

- Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

5.                 Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6.                 Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7.                 Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8.                 Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

 

Упражнения для отработки положения губ на звуки:

1.                 Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом)

Ииии – губы растянуты в улыбку;                    Оооо – губы вытянуты овалом;

Уууу – губы вытянуты трубочкой;                   Ааааа – губы широко раскрыты

2.                 Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

иииууу - губы сначала растянуты в улыбку, затем собраны в трубочку;

уууииии – движения губ наоборот;

оооууии - губы: округлены трубочка улыбка;

аааиииууууыыы  и т.д.

3.                 Закрепление ясности и четкости произношения звуков в словах.

Произносить каждое слово 3 раза, следя за четкостью работы губ:

ива,  игра, урок, окунь, ослик, юла, улитка, школа, живот, солнышко.

Массаж щёк и круговой мышцы рта:

1.                 Лёгкое разминание щёк подушечками 2—3 пальцев. Движения круговые по всей поверхности щеки.

2.                 Пощипывание указательным и большим пальцами. Выполнять очень легко. Рекомендуется при гипотонусе. (При спастичности мышц и на первых сеансах массажа выполнять не рекомендуется!).

3.                 «Пальцевой душ», или лёгкое похлопывание подушечками пальцев по всей поверхности щеки.

4.                 Похлопывание по надутым щекам. Губы ребёнка сжаты, щёки надуты. При похлопывании щёк ребёнок старается удержать их в надутом состоянии.

5.                 Массаж щёк и круговой мышцы рта. Массаж круговой мышцы рта проводится с внутренней стороны щёк. Ребёнка просят открыть рот, соской на шпателе (или пальцем в напальчнике) щёки массируются с внутренней стороны лёгкими круговыми движениями. Таким же образом соска проходит под верхней губой, затем массируются другая щека и внутренняя сторона нижней губы. И так 3—5 раз.

6.                 .Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

После массажа щёк и круговой мышцы рта рекомендуем выполнить упражнения, укрепляющие мускулатуру щёк:

1.                 Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3—5 секунд — «толстячки — худышки».

2.                 Ребёнок поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую, — «шарики»

3.                 Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой. «Нарисовать» 5—6 кругов в одну и другую стороны — «рисуем кружок»

4.                 Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2—3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!» — «самовар»

Для того чтобы убрать обильное слюнотечение выполняйте с ребенком массаж:

-- Точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем.

-- Лёгкие вибрирующие движения  под подбородком в течение  4-5 секунд.

-- Точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца.

Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт.

-- Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).

Артикуляционные упражнения

1.                 Запрокинув голову:

-- Имитировать жевательные движения.

-- Позёвывать.

-- Жевание и глотание с закрытым ртом.

2. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

3. «Сушить» язычок

Язычок трубочкой просунуть между вытянутыми губами и всасывать воздух в себя через эту трубочку. Сглотнуть слюну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «Как творчески развивать ребенка»:

  1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
  2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
  4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
  6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
  8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
  10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
  12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
  16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
  18. Со вниманием относитесь к его потребностям.
  19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  20. Не дразните ребенка за ошибки.
  21. Хвалите за любые успехи.
  22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
  24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
  25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
  26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
  27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
  28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
  29. Помогайте ребенку стать личностью.
  30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
  31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
  33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
  34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
  35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

ЭТЮДЫ НА ТРЕНИРОВКУ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

Этюды предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерически...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Программа обследования состояния мышц артикуляционного аппарата

Методичка, позволяющая всесторонне обследовать состояние мышц артикуляционного аппарата....

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

В данной публикации представлены упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата...