Мероприятия по облегчению течения адаптации ДОУ
материал (младшая группа) на тему

Аврамова Зоя Анатольевна

Рекомендации родителям, пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ

Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ

Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Это требует соответствующих форм поведения: разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. При этом незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов у детей раннего и дошкольного возраста способствует более легкому возникновению состояния напряжения в этой системе, и в ряде случаев поступление в ДОУ сопровождается развитием у ребенка психического стресса.

Характер адаптации и степень выраженности реакций на изменение условий жизни определяют следующие факторы:

1. Возраст ребенка.
2. Индивидуальные особенности типов высшей деятельности.
3. Предшествующая тренировка нервных процессов (уровень социализации).
4. Уровень возрастного развития и состояния здоровья ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в ДОУ, упорядочить часы сна, питания бодрствования; при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность; повысить роль закаливающих мероприятий; желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили ребенка к блюдам, включенным в него.

Как можно раньше нужно познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Лучше всего оформить его в ДОУ по месту жительства, и в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Нужно настраивать малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Родителям нельзя нервничать и показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.

Первичный прием ребенка желательно проводить совместно медицинской сестрой, воспитателем и психологом. При этом собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, уровню развития, индивидуальным особенностям и поведению на момент поступления.

Воспитателю необходимо еще до поступления ребенка в группу выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания для сна; узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование.

Число часов, проводимых вновь поступившими детьми в учреждении, следует увеличивать постепенно: в течение первой недели ребенок должен быть в яслях не более 3 часов в день. Это время увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Т.о. потребуется 2 -3 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания для сна. Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае лучше поместить его в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это же обязывает воспитателя удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в детском учреждении правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым условиям. 
Организация жизни детей в адаптационный период может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующего детским учреждением, врача, воспитателя, педагога, психолога и всего персонала, а также родителей. Значительно легче и быстрее адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать дома приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.

По специальным признакам можно спрогнозировать адаптацию. Установлено, что в раннем возрасте течение адаптации отягощают, главным образом, неблагоприятные биологические факторы, в то время как у дошкольников среди факторов риска большая роль принадлежит микросоциальным воздействиям.

Признаки, наиболее информативные для прогноза срыва адаптации к ДОУ (расположены в порядке уменьшения прогностической значимости)

Для детей раннего возраста

Для дошкольников

1.Частые заболевания матери.
2.Несоответствие домашнего режима ясельному.
3.Возраст ребенка до 18 месяцев.
4.Токсикоз 2-й половины беременности.
5.Заболевания матери во время беременности.
6.Вредные привычки ребенка.
7.Асфиксия при рождении.
8.Низкий культурный уровень семьи.
9.Злоупотребление алкоголем отца.
10.Резкие отношения между родителями.
11.Отставание в нервно- психическом развитии.
12.Раннее искусственное вскармливание.
13.Рахит 2-3 степени.
14.Отсутствие закаливания и подготовки к яслям.
15.2-я и 3-я группы здоровья.
16.Масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 граммов.
17.Частые заболевания у отца.
18.Заболевания на 1-м году жизни.
19.Содержание гемоглобина 116г/л и менее.
20.Хронические заболевания родителей.

1.Частые (более 4 раз в году) заболевания ребенка.
2.Неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям.
3.Злоупотребление алкоголем отца.
4.Резкие отношения между родителями.
5.Неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад.
6.Недружелюбное отношение ребенка к другим детям.
7.Употребление алкоголя матерью.
8.Мужской пол ребенка.
9.Медленная ориентация в новой среде.
10.Низкий культурный уровень семьи.
11.Осложнения в родах.
12.Масса тела при рождении до 2500 граммов.
13.Отклонения в физическом развитии.


Проведение комплекса медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации в детском учреждении способствует более легкому привыканию его к новым условиям и предотвращает тяжелые формы течения адаптации.

Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ

Все мероприятия делятся на :
- организационные;
- педагогические;
- медицинские.

Организационные мероприятия:

• Прогулки с матерью (или другими членами семьи) на участке группы вместе с детьми и воспитателем за 2-3 недели до оформления в дошкольное учреждение;
• После оформления – постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе;
• Прием не более 3-х новых детей в группу в неделю;
• Избегать частой смены персонала и перевода ребенка из одной группы в другую.

Педагогические мероприятия:

• Индивидуальный подход к ребенку;
• Сохранение домашних привычек (пустышка, любимая игрушка, способ кормления, способ укладывания для сна и т.д.);
• Организация игровой деятельности в первые дни возле взрослого;
• Периодическое пребывание малыша на руках или на коленях у взрослого;
• Невовлечение ребенка насильно в игры и групповые занятия и т.д.
При благоприятном прогнозе адаптации ребенок нуждается, в основном, в организационных и педагогических мероприятиях.
При условно – благоприятном и неблагоприятном прогнозах дети обычно нуждаются в подключении индивидуальных медицинских мероприятий.

Медицинские мероприятия:

* Повышение неспецифической резистентности ребенка:

а) Препараты элеутерококка, солодки, анаферон и др.
б) Для улучшения качества фагоцитоза и белкового метаболизма – оротат калия.
в) Витаминно – минеральные комплексы.

* Уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств (экстракт валерианы, настой пустырника, глицин, тенотен). Дети с выраженными признаками невротизации и эмоционального напряжения нуждаются в консультации специалистов – психолога, невролога, психиатра – и, возможно в назначении более сильных средств.
По вопросам необходимости медикаментозной профилактики срыва адаптации обязательна консультация лечащего врача!

* Мероприятия общего плана, направленные на предупреждение инфицирования, утомления и совершенствования приспособительных механизмов.

Это общемедицинские и гигиенические мероприятия: кварцевание групповых помещений, оздоровление частоболеющих детей с использованием лекарственных трав, кислородных коктейлей, массажа, физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики и лечебной физкультуры.

Мы надеемся, что наша информация поможет Вам и Вашему ребенку в облегчении течения адаптации к ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по облегчению периода адаптации малыша к детскому саду.

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение. Рекомендации для родителей и воспитателей....

Конспект организации мероприятия педагога-психолога по адаптации детей к дошкольному учреждению с привлечением родителей воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания.

Период адаптации труден не только для малышей, но и для родителей. Совместные занятия (с детско-родительскими парами) помогают снижению уровня тревоги, гармонизации отношений и повышению степени довер...

Методические рекомендации педагогам по облегчению прохождения адаптации в младшей группе детского сада.

Какие методы следует использовать, чтобы облегчить и сократить период адаптации к детскому саду....

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...

«Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации детей в детском саду»

Раскрываем особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению....

Круглый стол на тему: "Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста".

Круглый стол на тему: "Влияние педагога на течение адаптации детей раннего возраста"...