Зачем дошкольнику мультимедийные технологии?
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Надежда Валентиновна

Дети любого возраста легко «подсаживаются» на компьютер, на планшет, игровые приставки и прочие мультимедийные технологии. Сразу же возникает вопрос: «Что такое мультимедиа?». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема не в том могут ли машины думать,

а в том — делают ли это люди?

Зачем дошкольнику мультимедийные технологии?

Иванова Надежда Валентиновна

Дети любого возраста легко «подсаживаются» на компьютер, на планшет, игровые приставки и прочие мультимедийные технологии. Сразу же возникает вопрос: «Что такое мультимедиа?». Мультимедиа – это возможность с помощью компьютера предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, мультипликация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. Мы уже не представляем нашу жизнь без интернета, телевизора, игровых приставок, электронных книг. Современные дети разбираются во всем этом подчас гораздо лучше взрослых. Разве можно сегодня представить себе ребенка, который не знает, что такое компьютер? Нужно ли противостоять желанию малыша стать ближе к техническому прогрессу? Следует ли идти у него на поводу? Кто-то из родителей вообще избавляется от компьютера, от телевизора после того, как в доме появился ребенок. Таким образом, они хотят устранить вероятное яблоко раздора и уберечь ребёнка от потенциальных искушений. Но в наш век высоких технологий нам все труднее уберечь малыша от этого соблазна, так может быть стоит использовать непреодолимую тягу детей к компьютерам и гаджетам во благо?

Нужно учитывать, что с началом школьного обучения, ребёнок рано или поздно познакомится с миром мультимедийных технологи. Учебный процесс через несколько лет сложно будет представить без интерактивных досок и компьютеров. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов и в детском саду, и в школе. Так может стоит еще в дошкольном возрасте научить ребенка пользоваться современными технологиями с умом?  

Компьютер достаточно прочно обосновался в нашей жизни, поэтому необходимо научить малыша правильно ориентироваться компьютерном пространстве, не причиняя вреда своему здоровью. При работе на компьютере организм человека, а тем более ребенка дошкольного возраста испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий. Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен. 

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина». А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором
  2. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка
  3. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где  

регулярно проводится влажная уборка

  1. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее

бликов на экране монитора

  1. Строго контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером
  2. Ни в коем случае не стоит забывать про банальные физкультминутки

Если не обращать внимание только на отрицательные моменты детского тандема с компьютером, вы обязательно заметите и немало положительных сторон в этом общении:

1. Компьютер способен развить способности ребенка

2. Это лучший современный способ самостоятельного обучения

3. Он успешно развивает самостоятельность и самоконтроль

4. Он улучшает концентрацию внимания, логику, память

5. Учит быстро ребенка переключаться от одного действия к другому

6. Он может научить ребенка правильно взаимодействовать с другими

7. Любая компьютерная игра нацелена на достижения результата

8. Компьютер может стать способом поощрения

9. Положительные результаты игры повышают самооценку ребенка.

Этот список может быть длиннее, но в противовес ему найдутся так называемые «ужастики». Но самый главный «ужастик» -это оставить ребенка наедине с компьютером. Родители, сами того не осознавая, часто вручают ребенку модный гаджет и забывают, что это не просто машина, это целый мир, в который ребенок с удовольствием погружается. Но стоит ли оставлять ребенка с этим миром без должного внимания с родительской стороны? Очень часто мы, взрослые, таким образом пытаемся освободить себе часок-другой для наших дел. Это мы не хотим, не можем и не умеем найти общий язык и время для нашего ребенка, заменяя родительскую любовь и внимание виртуальными друзьями. А потом, когда ребенок становится старше, мы сетуем на то, что он не умеет общаться без компьютера.

Но если вспомнить, что когда-то мы тоже были детьми, чуть-чуть отвлечься от бесконечных дел и забот и вместе с ребенком погрузиться в этот увлекательным мир, найти общие темы, игры, сюжеты для разговора? Сколько всего нового и интересного мы можем помочь ребенку узнать.

Для эффективного и правильного применения игровых программ родителям следует взять на вооружение несколько простых правил:

   

  1. Прежде всею необходимо выбирать, жанр   игры   в   соответствии   с темпераментом   и   склонностями   ребенка.  Надо знать своего   ребенка   предлагать, ему такие игры, которые   не будут   его   перегружать.
  2. Не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор вас приятно удивит, и ребенок предпочтет прогулку в парке с вами, нежели новую компьютерную игру.
  3. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным для детей.
  4.  Присмотритесь к ребенку.  Если он перевозбужден, значит, надо   уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип.
  5.  Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
  6. Продолжительность   игры   выбирается    в   соответствии   с   возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность.
  7. Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе и на компьютере, вырабатывается у каждого в свое время. Учитесь понимать и поддерживать индивидуальность вашего малыша.
  8.  Не рекомендуется прерывать игру ребенка   до   завершения эпизода – он должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  9. Никогда не забывайте, что ни одна игра не заменит ребенку живого общения с друзьями и тем более с родителями.

Дом и семья – это место, где формируется основное миропонимание ребенка. Оттого, какой будет позиция родителей в отношении использования современных мультимедийных технологий, во многом будут зависеть их значимость и роль в жизни ребенка. Вполне вероятно, что встреча с возможными неприятностями может и не произойти, если правильно подойти к знакомству малыша с достижениями техники. Именно от вашего желания сделать мир своего ребенка интереснее и красочнее будут зависеть вашими с ним последующие взаимоотношения, его отношения людьми, его отношение к этому миру и к миру думающих машин.

Литература:

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. ИКТ в дошкольном образовании (пособие для педагогов ДОУ). М.:, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем дошкольнику компьютер?

Консультация для родителейЗачем дошкольнику компьютер?Воспитатель МБДОУ №345 Серепенкова Марина Викторовна          Использование компьютера в жизни ребенк...

"Зачем дошкольникам английский язык?"

Мои собственные размышления на "больную" тему обучения английскому языку малышей. Воспоминания из моего детс тва, наблюдения из опыта работы первых лет......

«Зачем дошкольнику компьютер?»

Использование компьютера в жизни ребенка оказывает существенное влияние на различные стороны его развития....

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание

В статье раскрываються теоретические вопросы экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста....

Авторская мастерская (педчас) «Легоконструирование и робототехника – средство информационной культуры дошкольника, мультимедийных презентаций»

Авторская мастерская (педчас) «Легоконструирование и робототехника – средство информационной культуры дошкольника, мультимедийных презентаций» Цели: саморазвитие и развитие, пок...