"Семья на пороге школы"
материал (подготовительная группа) на тему

Шакирова Гульнара Ягъфаровна

Открытое родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie.docx364.62 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

«Семья на пороге школы»


Цель
: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Вовлечение родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
- Вооружение практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщение, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах

Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас. Начинаем наше собрание. Протокол собрания ведет секретарь родительского комитета Римма Фанзилевна. Все познакомились с названием темы – «Семья на пороге школы». Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к этому событию. Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.

А что это значит – готовность ребёнка к школе? Давайте сегодня мы все вместе попробуем понять, что это такое и насколько наши дети готовы к школе.

Вначале хотелось бы познакомить вас с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС, т.е. каким должен быть наш выпускник детского сада.

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

1. Упражнение «Снежинка»

- Скажите, уважаемые родители, чем похожи наши дети друг на друга? А чем они отличаются? А есть ли совершенно одинаковые люди? И дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение и проверим, так ли это. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний угол.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний угол.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний угол.

- Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

-Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

Мы с вами убедились, что одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

2. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

(см. Приложение 1)

Родители, вы заполнили анкеты, давайте теперь мы с вами подсчитаем результаты и узнаем, насколько ваш ребенок готов к школе.

3. Игра-опрос

Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Если

  • “Да” - розовый цвет.
  • “Нет” - зеленый.
  • “Не знаю” - оранжевый.

Вопросы

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4. Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  10. Ответственный ли ваш ребенок?

Молодцы! Я даже не сомневалась, что наши дети самые добрые, внимательные и жизнерадостные!

Как вы думаете, так что же такое «Школьная готовность ребенка»?

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка к школе”

Практическое задание

Уважаемые родители, как вы думаете, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс? Родители высказывают свои предположения.

Педагог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”.

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”

Теоретический блок

Готовность ребенка к школе состоит из нескольких составляющих. Так нам говорят психологи. 


1 Личностная готовность. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация – означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.

Перед вами несколько карточек. На них обозначены некоторые мотивы. Я предлагаю вам выбрать те из них, которые, как вы считаете, являются правильными, т. е., у ребенка выработана положительная мотивация поступления в школу. На выполнение задания дается одна минута:  «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Саша учится, он мой друг...», «Буду много знать, стану умной»

Итак, посмотрим, что вы выбрали.

А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов.

Мы в нашей группе провели интервью на выявление школьной мотивации у наших детей. Внимание на экран.

Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением.

2. А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли. Давайте рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама, и как бы вы поступили на ее месте.

«Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Давайте обсудим ситуацию, как вы думаете, права ли мама? А как бы вы поступили?

Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется.

3. Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность. Что такое интеллект?

И снова перед вами карточки. В них указаны те знания, умения и навыки, которыми должен или может обладать будущий ученик. Рассмотрите их, возьмите в руки и постройтесь в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику. Самые важные – впереди и т. д.
- Умение анализировать
- Умение составлять рассказ по картинке
- Широкий кругозор
- Умение читать

- Умение решать арифметические задачи

Сказка «Колобок»

Сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Заповедь первая: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь вторая: какая, как вы думаете? Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь третья: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

А теперь ему кто встретился? (лиса) А лиса какая? Ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: чтобы наш ребенок не попал в такую сложную ситуацию, что нужно сделать? Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Что сделала хитрая лиса с колобком? Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая известная сказка у нас получилась.

Давайте сделаем вывод: так что же значит «ребенок готов к школе»?

Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку.

Предлагаю вам рекомендации и советы, как подготовить ребенка к школе (приложение 2).

При подготовке ребенка к школе большая ответственность лежит, конечно же, на родителях.

Упражнение «Мусорная корзина».

На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет), напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.

А теперь сомните (или порвите) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросите его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставьте.

 Ритуал прощания.         

Давайте мы подведем итог нашего собрания. Для этого встанем в круг и, передавая клубок по кругу, предлагаю вам закончить предложение “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...”

Спасибо всем за встречу. Я надеюсь, от нее вы получили много интересного и полезного и наши дети со 100% готовностью пойдут в школу и будут нас радовать своими успехами!

Решение родительского собрания        

  1. Поддерживать интерес детей к школе, к учебной деятельности.
  2. Развивать любознательность, инициативу, самостоятельность, воображение, мышление, память, речь ребенка.
  3. Приучать детей доводить начатое дело до конца.

Приложение 1

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе? »

1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться.

в) Нет.

2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся.

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

4. Как ребенок реагирует на критические замечания?

А) Старается исправиться.

Б) Никак не реагирует.

В) Делает «назло».

5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:

А) Рассуждает вслух и пытается догадаться.

Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

В) Начинает кривляться и переводить тему.

6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:

А) Легко вступает в разговор.

Б) Односложно отвечает на вопросы.

В) Молчит и прячется за родителей.

7. Разговаривая, ребенок:

А) Спокойно излагает свои мысли.

Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.

8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:

А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.

Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

В) Начинает ныть и капризничать.

9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например, убрать игрушки), он:

А) Старается побыстрее убрать.

Б) Долго ноет, но все-таки убирает.

В) Убирает только с Вашей помощью.

10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор), ребенок:

А) Сидит до тех пор, пока не соберет.

Б) Просит Вас помочь.

В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Подведем итоги:

За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

Подсчитаем полученный результат.

От 20 до 30 баллов: Психологическая готовность 100%.

Психологически Ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой. Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает). А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов: Психическая готовность 50%.

Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе. В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года. Но, принимая решение отдать малыша в школу, будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии). Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе.

Приложение 2

Памятка родителям будущих первоклассников

  • Поощряйте инициативу ребенка.
  • Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  • Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.
  • Не забывайте хвалить.
  • Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  • Необходима общая положительная оценка.
  • Подробно вместе разбирайте ошибки.
  • Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  • Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись, занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  • Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  • Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  • Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  • Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
  • Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
  • Помните «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».

        Советы родителям:        

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
  • Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школы"

Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс определе...

Консультация для родителей " Семья на пороге школы"

Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения дете...

Игровой тренинг для родителей "Семья на пороге школы"

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффе...

Родительское собрание «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.

Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготов...

Конспект родительского собрания "Семья на пороге школы"

для подготовительной к школе группы...