Статья из личного опыта на тему: "Как я провожу нестандартные родительские собрания"
статья по теме

Николаева Наталия Ивановна

Подробно раскрывается большая роль нестандартных родительских собраний для контакта и тесного взаимодействия педагога и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_kak_ya_provozhu_nestand.rodit_.sobraniya.doc970 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из личного опыта на тему: «Как я провожу нестандартные родительские собрания». ( Воспитатель высшей квалификационной категории Николаева Наталия Ивановна) город Ессентуки.

Современные требования диктуют определённые правила в систему отношений с родителями. На данном этапе жизни традиционные родительские собрания в форме лекций, докладов, отчётов уже не находят отзыва в душах родителей, и не дают желаемых результатов. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагога и родителей. В соответствии с нормативно – правовой базой МБДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать вопросы самостоятельно в разных формах работы.

Я - активный сторонник проведения нестандартных родительских собраний. Сначала всегда трудно, но упорное продвижение к сознанию родителей делает своё дело. Набрав группу трёхлеток, я начала кропотливую работу с целью изучения каждой семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления с ними доверительного контакта. Я провела анкетирование на тему: «Знаете ли Вы своего ребёнка?», где большая часть отводилась ответам родителей на вопросы о привычках, склонностях своих детей. После анализа анкет провела первое информационное родительское собрание (почти сразу после набора малышей). Собрание прошло в форме «Педагогической гостиной», где за сервированными столиками с чаепитием шёл откровенный разговор об особенностях развития детей 3 лет, «кризисе трёхлеток» и т. п. Фактически, мы знакомились, узнавали друг друга, разговаривая в непринуждённой обстановке об общих проблемах и путях их преодоления совместными усилиями. Я познакомила мам и пап с нашими требованиями, режимом дня. Постепенно родители раскрепостились, уже не смотрели на меня с опаской, в конце пожелали, чтобы в дальнейшем подобные собрания повторялись. Далее, работая с группой, я предложила родителям заполнить индивидуальные «  Паспорта семей», что значительно помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. Анализируя «Паспорта», я разработала для себя критерий, который охарактеризовала «включённостью» родителей в образовательный процесс. Сначала он отражал лишь количественные показатели присутствия родителей на групповых собраниях, участие их в различных мероприятиях: выставках, «субботниках» и т.п. Позже пришла очередь качественным показателям: инициативности, деятельности детей и взрослых. Я позволила себе разделить родителей на 3 группы: 1. Родители – лидеры, которые умеют и с довольствием участвуют в любом мероприятии, видят ценность любой работы МБДОУ. 2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации мероприятия. 3. Родители – критические наблюдатели.

В дальнейшей своей работе с родителями я решила и далее использовать инновационные методы  с тем, чтобы повысить: 1. Уровень родительской компетенции. 2. Гармонизировать семейные отношения. 3. Повысить ответственность родителей за судьбы их детей и активность в отношении с сотрудниками МБДОУ. Родительские собрания я готовлю с разными формами  проведения. Например, форма «Дискуссионный клуб» хорошо себя показала на собраниях по темам: «Семья ладом красна», «Воспитывает природа», «Воспитание у детей волевых качеств посредством трудовой деятельности» и др. Форма «Круглый стол» прекрасно зарекомендовала себя на собраниях по темам: «Сквернословие – это позор или национальная гордость?», «Искусство хвалить», где целью ставилось - педагогическое просвещение родителей. В работе использовала такую форму, как «Заседание клуба «Эрудит» для подгруппы родителей. Она предусматривала выполнение родителями серии теоретических и практических заданий на интеллектуальной основе. Целью ставилось: помочь родителям через практическую и др. деятельность понять содержание требований педагога к детям для закрепления дома и развития познавательного кругозора.

Широко использую форму «Устного журнала», которую иногда практикую на итоговом собрании, где работа идёт по «страницам» с определённой тематикой, например: «Успехи детей по познавательному развитию», «Домашняя игротека», «Обзор выставки методической литературы» и другие странички.

Кроме того, на итоговых собраниях ежегодно провожу «Творческий отчёт» о своей работе за учебный год с обязательным показом фрагментов занятий с детьми по интеллектуальному, либо художественно – эстетическому профилю. После занятия детей обязательно поздравляет с переходом в другую, более старшую группу какой – либо сказочный персонаж. Он же дарит детям сувениры или подарки. В процессе занятия родители имеют возможность увидеть работу своего ребёнка в сравнении с другими детьми, оценить, проанализировать. Почти всё время в группе царит хорошая, деловая атмосфера. Не всегда тихо, но это не главное! В глазах пап и мам, а также бабушек и дедушек горит азарт, все они по – настоящему «болеют» за детей. Часто, в порыве страсти, отвечают на вопросы, подсказывают, выполняют задания, незаметно включаясь в педагогический процесс. Образуется единая общность, к которой я, как педагог, всегда стремлюсь. Я всегда в такие моменты испытываю чувство гордости за свою нужную профессию! На данных собраниях я также использую мини – форму «Аукцион идей» по теме летнего отдыха детей. Родители высказывают свои идеи: за советы – пожелания получают фишки. Таким образом, значительно пополняется «Копилка родительского опыта». Интересно проходят собрания в форме,  какой – либо игры, например: «КВН» по этикету». Целью я ставила: показать родителям, что этическое воспитание  - одно из основ формирования отзывчивого, жизнерадостного, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности. Участникам команд предлагались разные задания: 1. Представить свою команду. 2. Приветствие «Здравствуйте, это мы!».3. Разминка – разбор проблемной ситуации по карточкам. 3. Пантомимы.  4. «Слова вежливого обращения». Музыкальный вариант: соревнование в исполнении отрывков из песен, где есть вежливое обращение. 5. «Алло! Детский телефон доверия!» - ответы на вопросы детей. 6. «Цветик – семицветик» - команды заполняют лепестки цветка названиями тех качеств характера, которые необходимо воспитывать у детей. 7. «Деловые игры: «Слова в противовес» (вежливый – грубый и т. д.) – одной команде. «Назови слова приветствия, прощения, просьбы, благодарности» - другой команде. 8. Конкурс капитанов. Как итог: награждение команд медалями «Улыбка». Собрания таких форм проходят очень весело, сплочённо, царит атмосфера здорового соревнования, родители становятся друзьями.

Хочу написать ещё об одной интересной, на мой взгляд, форме. Это: «Курсы усовершенствования родителей». Тема собрания была: «Береги здоровье смолоду!». Целью я поставила: повысить педагогическое мастерство родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья. Формировать чувство ответственности за здоровье детей; навыки сотрудничества между педагогом и родителями.

Начала я собрание показом комплекса «восточной гимнастики», которая проходила под соответствующую мелодию. Затем мы с детьми провели дыхательную гимнастику (с выдохом в стакан с водой). После этого дети ушли в группу с помощником воспитателя, а мы продолжили наше общение. Родителям было предложено несколько «Деловых игр», которые помогли  им освежить знания, касающиеся факторов, условий, заповедей здорового образа жизни. Затем родители составляли на интерактивной доске «Цветок здоровья», лепестками которого явились « заповеди здоровья». Это: правильный режим дня, сбалансированное питание, достаточная физическая нагрузка, закаливание и др. Составление цветка прошло с большим азартом, с каким – то эмоциональным подъёмом, воодушевлением! Никто не желал оставаться в стороне. Далее родителям было предложено определить запах ароматических масел при показе работы аромолампы. Затем последовал познавательный рассказ педагога, как влияет то, или иное масло на детей (успокаивает, тонизирует, повышает работоспособность). С огромным интересом родители отгадывали кроссворд «Здоровье». Далее присутствующим были предложены высказывания детей на тему здоровья, записанные педагогом заранее, что вызвало массу положительных эмоций. В конце собрания родителям был предложен прохладный аромочай с мелиссой, а также вручены «Памятки здорового питания». Как положительный итог: улыбающиеся лица родителей, благодарность в адрес педагога, хорошее настроение у всех!

Итоги: на сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников педагога. Создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя намного компетентнее, чем раньше. Большинство родителей охотно откликаются на просьбу, принять участие в какой – либо выставке; 2/3 проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка. В группе значительно повысилась культура межличностного взаимодействия детей.

Организация работы с семьёй – нелёгкий труд, не имеющий готовых рецептов. Её успех определяется интуицией и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Но эта работа окупает себя полностью!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка».

        

Статья из опыта работы на тему: «Как я провожу

нестандартные родительские собрания».

        

                   

   

        Педагог высшей квалификационной категории

                         Николаева Наталия Ивановна.

                           г. Ессентуки 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из личного опыта.

Статья об участнике ВОВ Шишкове Иване Михайловиче...

Статья из личного опыта.

Материал раскрывает сведения о жизни и боевом пути участника ВОВ....

Конспект нестандартного родительского собрания во второй группе раннего возраста Тема: «Путешествие по волнам Детства»

Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего  возраста....

Конспект нестандартного родительского собрания в форме тренинга «Знакомство с родительским коллективом».

После декретного отпуска, сложно быстро влиться в работу, познакомиться с родительским коллективом. И чтобы нам лучше и ближе подружиться я решила провести нестандартное собрание....

Нестандартное родительское собрание

Нестандартное родительское собрание...

Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)

Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)...

Статья из личного опыта

             Я работаю воспитателем уже много лет, и хотелось бы поделиться своим опытом работы, в данном случае – историей Бессмертного полка....