Развитие речи ребенка в семье
консультация на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Как выдумаете, когда начинается развитие детской речи? Дню, когда  ребенок произнесет первые слова предшествуют недели и месяцы, в течение которых малыш учится отличать одни звуки от других, а его губы, язык, небо приобретают подвижность, гибкость.

В дошкольный период происходит становление речи, ее формирование. В это время ребенок усваивает звуки родного языка, учиться четко произносить слова, грамматически правильно оформлять свою речь, накапливает словарь. Происходит ли все это само собой? Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Иногда бывает, что нарушения речи у детей связаны с воспитанием, т.к. при общении со взрослыми ребенок усваивает не только речевые нормы, но и речевые ошибки. Что же необходимо делать, чтобы речь ребенка была ясной, выразительной, правильной?

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи. То это положительно сказывается на развитии речи.

Под правильностью речи понимается правильное звукопроизношение и правильное употребление грамматических форм. Чтобы ребенок чисто произносил звуки надо учить с ним скороговорки, считалки, пословицы, загадки, стихи, небольшие рассказы. Если к 4-5 годам ребенок не овладел правильным звукопроизношением, ему надо заниматься с логопедом. Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям.

Часто речь детей аграмматична потому что родители сами не обращают внимание на правильное употребление грамматических форм. (Дети говорят: «девочков», «местов», «туфлей», «один яблок») Часто дети повторяют неправильные грамматические формы за взрослыми: ложить вместо класть, ехай вместо езжай, ихний вместо их. Неправильно употребляются и предлоги: приехал с Москвы (из Москвы), скучать за сестрой ( по сестре) и т.п.

Ясность речи зависит от того, насколько осмысленно говорящим содержание того, о чем он говорит. Поэтому надо помогать малышу рассказывать последовательно, связно. В разговорах с детьми желательно опираться на знакомые им события, содержание прочитанных книг. Ребенок должен употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых – справляться у взрослых. Прочитав ребенку сказку, рассказ полезно поговорить о содержании прочитанного. В старшем дошкольном возрасте можно обратить внимание на образность языка, полезно предложить ребенку подобрать определения к слову, синонимы, антонимы и т.п. Придают образность речи загадки, пословицы, поговорки.

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно.Речевые ошибки детей не следует оставлять без внимания. Но и постоянные исправления, одергивания могут привести к обратному результату – упрямству, застенчивости. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он

немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порою неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня «холошая» погода»,— говорит Костя (5 л. 3 мес.) В данном случае взрослый может спросить: «Костя, как надо сказать хорошая?» — выделив голосом слово; или: «Ты умеешь говорить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно р; хорррошая».  Вместо замечаний можно поиграть или придумать сказку о мальчике (девочке), который неправильно что-то произносил.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко про-

износить звуки и слова, интересно рассказывать.

Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Не старайтесь ускорить естественный ход речевого развития ребенка.
  2. Не сюсюкайте, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – это тормозит развитие речи детей.
  3. В общении с ребенком следите за своей речью.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка.
  5. Не оставляйте без ответа детские вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка в семье

Памятка для родителей...

Буклет Развитие речи ребенка в семье

Буклет по развитию речи ребенка в семье - рекомендации для родителей...

Консультация для родителей: "Рекомендации по развитию речи ребенка в семье"

Развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; звуковой культуры речи;  связной речи...

"Развитие речи ребенка в семье" консультация для родителей

Важным условием для правильной речи ребенка - дошкольника является овладение речевыми возможностями на определенных этапах развития....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...