Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ.
консультация на тему

Самсонова Ирина Владимировна

 

 Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ.

Подготовила воспитатель  Самсонова И. В.

 Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

 Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

 Варианты интеграции:

 ♦ Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).

 ♦ Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

 ♦ Интеграция дополнительного образован и я и воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс).

 Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема.

 Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

 — в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка;

 — исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы;

 — содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные виды деятельности детей;

 — дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

 — познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер- презентация продуктов как заключительный этап проекта.

Типы проектов в ДОУ:

 Исследовательские и информационные.

Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

 Творческие.

 Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами  детей ( подчиняясь конечному результату имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

 Игровые.

Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

 Практико-ориентированные с четко обозначенным ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

 В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

 Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании.

Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских проектов

 Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

 Задачи

 1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

 2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний).

 3. Формирование у детей познавательных умений:

— наблюдать, проводить опыты;

 — сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждения, устанавливая  причинно-следственных связи;

 — отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

 4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области.

 Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

 Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап I

 Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

 Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

 В качестве примера можно предложить следующую проблему, причины и условия се возникновения: на протяжении нескольких лет осенью в детском саду устраиваются выставки урожая овощей и фруктов (совместно с родителями и воспитателями).

 Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д. На выставке в этом году особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало, откуда она появилась, какие виды капусты существуют, их внешний вид, особенности; свойства, которыми обладает капуста, какие блюда из нее можно приготовить.

 Гипотеза исследования выдвигается на основе определенной и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования.  Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается.

 Например, исходя из рассмотренной выше проблемы ,можно выдвинуть следующую гипотезу: капуста — очень полезный для нас овощ, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, делают из нес полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья.

 В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы

 На этом этапе организации проект определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

 — коллекция;

 — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

 — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;

 — придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап II

 Организация исследования в рамках проекта.

 На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

 1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

 В рамках этого вида деятельности можно предложить:

 — чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

 — подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-;

 — экскурсии;

 — экспериментирование;

 — познавательные беседы;

 — познавательные занятия.

 2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена:

 — как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

 — подготовка спектаклей;

 — Организация викторин;

 — художественная деятельность;

 — аукционы;

 — самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III.

Презентация результатов исследовательской деятельности детей, проведение которой тщательно продумывается.

 Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

 — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

 — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

 — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

 — музейные экспозиции;

 — театрализованные представления, кукольные спектакли.

 Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

 Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела.

Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в построении образовательного процесса в ДОУ

Материал раскрывает значение интеграции в построении образовательного процесса по программе "Предшкольная пора" автора Н.Ф.Виноградовой. предложена примерная модель занятия с учетом интегрированного п...

АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДОШКОЛЬНИКАМИ  Дошкольный возрaст – яркaя, неповторимaя стрaницa в жизни кaждого человекa. Именно в э тот период...

Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"

Развитие  творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...

Интеграция - средство обновления образовательного процесса

«Все, что связано между собой, должнобыть связано постоянно и распределенопропорционально между разумом, памятьюи языком. Таким образом, все, чему учатчеловека, должно быть не разрозненным и част...

Использование активных методов в разных блоках образовательного процесса.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...