Консультация "Гиперактивность. Как быть?"
консультация (старшая группа) на тему

Барцайкина Тамара Даниловна

Материал раскрывает суть гиперактивности, помогает правильно организовать деятельность с гиперактивным ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_giperaktivnogo_rebyonka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность. Как быть?

Портрет гиперактивного ребёнка.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует гиперактивного ребёнка:

« Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно контролировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Как выявить гиперактивного ребёнка.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.

Критерии оценки.

Гиперактивный ребёнок.

Тревожный ребёнок.

Контроль поведения.

Постоянно импульсивен.

Способен контролировать поведение.

Двигательная активность.

Постоянно активен.

Активен в определённых случаях.

Характер движений.

Лихорадочный, беспорядочный.

Беспокойные,

Напряжённые движения.

Приведённая таблица поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность (импульсивность – это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому пробуждению под влиянием внешних эмоций).

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.

Критерии гиперактивности.

(Схема наблюдений за ребёнком).

Дефицит активного внимания.

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность.

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет; на одних занятиях успешен, на других – нет.

Если в возрасте 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок гиперактивен. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины.

Признаки импульсивности.

  1. Импульсивный ребёнок всегда быстро находит ответ, когда его о чёт-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но незлопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы двое-трое взрослых, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 баллов – о средней, 1-6 баллов – о низкой.

Как помочь гиперактивному ребёнку.

Правила работы с гиперактивным ребёнком.

  1. Работать с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, а не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но не более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть артистичным, экспрессивным с таким ребёнком.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, что бы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же,  не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2007 год

По страницам статьи: Л. Пасечник, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет.