Консультация по экологии Сомовой И. В. Весенние прогулки
консультация (младшая группа) на тему

Сомова Ирина Вячеславовна

Помощь родителем в организации прогулки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_ekologii_somovoy_i._v.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по экологии Сомовой И. В.

Весенние прогулки

Прогулки в межсезонье по всем правилам: Весна пришла - снег начинает таять, бегут ручьи, солнышко теплое и яркое, гулять хочется все дольше. У мам прибавляется хлопот. Ребенок норовит то в лужу залезть, то в грязь; на улице то метель, то оттепель. Как не подхватить обидную простуду и сделать прогулку увлекательной, веселой и приятной и маме, и малышу?
По одежке встречают: Для начала нужна хорошая, правильная экипировка. Чтобы одеть ребенка на прогулку, обычно уходит много времени и сил, особенно если речь идет о межсезонье. За те два часа, что в идеале ребенок проводит на улице, мартовская погода может не раз измениться: только что было сухо, но пасмурно; едва выглянуло солнышко - налетает ветер.
          Создайте многослойность. Как и зимой, малыш может напоминать капусту, только слоев должно быть меньше, а сами они -тоньше. Для ребенка до года работает формула "одежда как на взрослом плюс один слой", а на детей постарше можно надевать столько же слоев, как и на маму, или даже на один меньше, если малыш очень активный. Не перекутывайте. Одежда должна быть теплой, но легкой. Ребенок много двигается, но, остановившись, быстро остывает и может замерзнуть, особенно если вспотеет во время игры.
          Под куртку лучше надеть не толстый свитер, а тонкую флисовую толстовку. Флис, в отличие от натуральной шерсти, отводит влагу от тела, а не впитывает, поэтому, лаже вспотев, ребенок останется сухим, не перегреется и не замерзнет. А вот свитер на горячем теле станет мокрым и тяжелым -в таком "коконе" ребенок быстро взмокнет, а потом замерзнет. То же касается и нижнего белья: термобелье из синтетических тканей предпочтительнее хлопковых маек.

Голова в тепле: Смените плотные зимние шапки на более тонкие (и обязательно непродуваемые) модели. Очень хороши шапки с утепленными боковыми зонами; в них не мерзнут уши и лоб. Идеальны для прогулок шлемы, сочетающие в себе возможности шарфа и шапки. Маме не придется ежеминутно проверять, закрыто ли горлышко, и при этом на шее не намотано десять слоев "ненавистного" шарфа.

Особо актуальны шапки-шлемы как раз в межсезонье, когда вовсю гуляют еще отнюдь не ласковые ветра становятся влажными, стоит ребенку чуточку побегать наперегонки. Помните, что, в отличие от взрослого, детский организм нагревается очень быстро, но так же быстро и остывает.
На мокрых качелях можно выжимать, и прогулку неизбежно сопровождают мамины окрики: "Не садись! Не лезь!" В большинстве "мембранников" можно сидеть несколько минут хоть в луже - внутрь не просочится ни капельки.
Защитные средства: Специалисты утверждают, что максимум жесткого ультрафиолетового излучения от солнца в российских широтах приходится на конец марта и апрель. Верный признак - появление веселых веснушек на носиках и щечках. Поэтому кремы, защищающие от мороза и ветра, замените на те, которые служат солнечными фильтрами. Детям старше года имеет смысл мазать губы гигиенической помадой: малыш все равно будет их облизывать, а делать это на ветру значит заработать шелушение и заеды в уголках рта.

И все же совсем избегать солнца не следует. Если малыш, нагулявшись, заcнул в коляске, опустите верхний тент - пусть получает полезный ультрафиолет. К тому же температура возле головы ребенка всегда выше: солнце нагревает тент, и внутри коляски создается парниковый эффект. Так что "расчехление" поможет избежать перегрева. А чтобы следить за температурой, положите в изголовье коляски термометр в пластиковом корпусе.

Дополнительное снаряжение: О том, что мамам может понадобиться зонт, умолчим, А вот малышу, который уже вылез из коляски и все норовит потрогать, всюду залезть, очень пригодятся влажные салфетки и бутылка с чистой водой - чтобы сразу смыть весеннюю грязь с любознательных ладошек. Лопатку и совок лучше брать не пластиковые. а стальные. Ведь песок в песочнице еще мерзлый, а снег плотный и слежавшийся: хрупкой пластмассы хватит буквально на один раз.

Даже если вокруг еще слякоть и сугробы, на участках асфальта можно рисовать цветными мелками. Очень пригодятся защитные "сидушки", которые крепятся с помощью ремешков или широких резинок на попу малыша. Их можно сделать из "пенки" и надеть на все время прогулки: пусть это выглядит не эстетично, зато ребенку они не мешают бегать и плюхаться хоть на мокрую лавку, хоть на грязную дорожку. Особенно это актуально, если одежда на ребенке промокаемая. Выручат и мыльные пузыри: дети любого возраста обожают наблюдать за ними и довить их, что постарше, и выдувать. Дома за этим развлечением обычно все залито мылом, а на улице - никаких ограничений, а значит, и

Ноги в тепле: Обувь должна быть непромокаемой, но легкие  резиновые сапожки не подойдут - земля еще не прогрелась, Лучше выбрать высокие ботинки на толстой подошве, но без утеплителя, или ту же "мембранную" обувь, рассчитанную на широкий диапазон температур - от -15 до +5. Кода плюсовая температура станет привычной, можно сменить эту обувь на резиновые сапоги с "валенком" внутри.

Если повезет, в магазинах можно найти и сапоги из особого пластика (именно из него изготовлены модные "кроксы"). Выглядят как обычные резиновые, причем без всяких "наворотов", но благодаря особой структуре держат внутри постоянную температуру без дополнительных носков и прочих утеплителей и подходят для прогулок и по глубоким лужам, и по оледенелым сугробам в морозы. Единственный минус - сильно скользят по льду.

Наблюдения на улице весной. На прогулке следите за изменениями в природе - вот здесь вчера был сугроб, плотный и твердый, а сегодня осталась кучка пористого снега. Пусть малыш сам увидит, что снег куда быстрее тает на солнечных местах. Когда побегут ручьи, сделайте вместе простенькие кораблики из щепочек, бумаги, скорлупы грецких орехов. Пусть малыш пускает их по ручейкам, подгоняет и направляет лопаткой слушает, как журчит ручей, как сверкает вода.

Спросите, откуда взялись ручьи - ведь зимой их не было: расскажите, почему начал таять снег. Покажите бахрому из сосулек, полюбуйтесь сю вместе с малышом, объясните, как они растут (только стойте в стороне от опасных мест и. разумеется, не разрешайте малышу пробовать дед на зуб). Наблюдайте за живой природой: послушайте птиц, которые проснулись после зимнего затишья, сорвите несколько веточек и поставьте их дома в воду.

Следите за тем, как набухают почки и раскрываются листья. Объясните крохе, что на улице с деревьями происходит то же самое, но медленнее - ведь лома всегда тепло, а в природе ночью бывают заморозки. Покажите, как па проталинах на солнечных местах появляются цисты мать-и-мачехи, и объясните, почему цветок называется именно так.

Пусть ребенок потрогает и ощутит холод верхней и теплоту нижней, бархатной, стороны листьев. Можно выбрать какое-то одно место во дворе и навешать его раз в несколько дней, отмечая вместе с ребенком все изменения, которые успели зa это время произойти. А после прогулки предложите малышу зарисовать увиденное - снег, ручеек, пробивающуюся травку. Так кроха научится наблюдать и слушать, запоминать и фантазировать, ждать перемен и готовиться к ним.

А вернувшись с прогулки, не забудьте нанести на руки увлажняющий крем. Руки весной тоже нуждаются в дополнительной защите. Их можно мазать обычным детским кремом, чтобы возня в снегу и холодной воде не привела к раздражению и шелушению кожи.

Чтобы сделать прогулку интересной, надо сделать ее непривычной. Погуляйте в тех местах, в которых вы еще ни разу не были или уже давно не были. Пойдите не в свой двор, а в соседний. Если рядом есть парк - это отличное место для весенней прогулки, тем более что зимой вы наверняка посещали его редко.    Можно придумать какую-нибудь цель и идти к ней. Например, вам нужно купить яблоки. Но не в ближайшем магазине, а в том, который находится подальше, так как в ближайшем нужного сорта нет.

Снег тает, кругом лужи. Маленькие дети почему-то видят в хождении по ним какое-то особенное удовольствие. И если летом после дождя вода в лужах прозрачная и чистая, погода теплая, на ногах быстросохнущие легкие сандалики и промоченные ноги не грозят чем-то страшным, то в начале весны все совсем иначе.

Чтобы постараться избежать неприятного поворота событий (особенно неприятного, если вы вдали от дома и промочив ноги, нет возможности тут же переобуться) постарайтесь придумать занимательную игру, в которой хождение по лужам строго запрещается. Например, расскажите малышу, что в мире есть такой город – Венеция. Что город Венеция стоит на воде и люди там круглый год ходят по специальным мостикам, возвышенностям и бордюрам. Что по воде они не ходят, так как в ней глубоко и холодно. Поиграйте с малышом в жителей Венеции.

«Не пойду домой!»

Случается, что приятная и интересная прогулка заканчивается слезами - малыш не хочет идти домой. Он разыгрался и теперь раскапризничался. Вот несколько советов, которые смогут помочь вам уговорить его:

Дома ждут! Расскажите ему, что дома его ждут - не дождутся игрушки. Что ваш котик (собачка, хомячок) заскучал. Что бабушка очень хочет кушать, а без них за стол не садится. Или что пора готовить ужин папе, который скоро придет с работы, а папу надо встречать, как следует, вот-вот начнутся любимые мультики.

Говорим ребенку «нет»

Зачем нужны запреты? Взрослому человеку вряд ли нужно объяснять, для чего нужны различные табу и ограничения. Ведь это необходимые составляющие жизни в социальной среде. Все мы когда-то усваивали систему различных "нет" из объяснений родителей и усваивали из социальной среды. Ведь дети не способны самостоятельно и сознательно ограничивать себя в том, что их интересует, что им хочется, что им нравится.

Запрет - важный элемент воспитания. Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу- получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Система ограничений вносит в повседневный мир ребенка стабильность и надежность. Исследовав мнение самих ребят, психологи пришли к выводу, что, несмотря на видимые протесты дети ждут от мам и пап привычных указаний и готовы их выполнять. Ребенку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи, чтобы он в том числе чувствовал внимание к себе.

Большинство детей признают за взрослыми несомненное право регулировать их поведение. Статистика говорит о том, что взрослые, которым трудно сказать "нет", как правило, сами получили нестрогое воспитание, то есть их родите были слишком мягкими. Задумайтесь, хотите ли вы, чтобы в будущем ваш сын или дочь прослыли безотказными. Ведь такая характеристика не всегда позитивна. К тому же и сам человек, безропотно выполняющий чужую работу, постоянно взваливающий на себя проблемы и обязанности других людей, редко чувствует себя счастливым.

Есть мнение, что запреты ограничивают нашу свобода Но понравился бы нам мир, в котором повсеместная вседозволенность является нормой? Если мы в чем-то и свободны, то лишь благодаря тому; что знаем правила, по которым строится жизнь в обществе.

Когда вводить ограничения? Специалисты сходятся во мнении, что понимать слово "нельзя" ребенок начинает ближе к году. Соответственно именно тогда родителям имеет смысл задумываться о введении правил и ограничений. Причем делать это нужно аккуратно, логично и постепенно. Вряд ли появление в жизни ребенка нового запрета будет принято им с ходу и безоговорочно - приготовьтесь к отпору. Тем более что как раз ко времени введения в лексикон родителя слов "нет" и "нельзя" может подоспеть кризис первого года (его еще называют кризисом становления ходьбы, речи и воли).

Протест в таком случае выражается очень бурно - в криках, плаче, падениях на пол. Задача взрослых на этом этапе - не допустить излишнего давления на ребенка, но быть последовательными в своих требованиях: запрещая что-то, не разрешать этого впредь. Сначала малыш будет потом попытается разными способами убедить вас отменить запрет. В конце концов он начнет следовать вашим словам, и очень важно этот момент не упустить.

Вовремя похвалив малыша за соблюдение запрета, вы облегчите ему жизнь в дальнейшем, когда правил станет больше и выполнять их будет все труднее. Бояться запрещать что-то ребенку не нужно. Табу задают необходимые рамки поведения, делают жизнь понятной и комфортной, обеспечивают физическую и психологическую безопасность мальчикам и девочкам до четырех-пяти лет.

"Профилактика" запретов: Прежде чем вводить в ежедневный рацион "меню запретов", необходимо понять, что "нет" и "нельзя" - блюда особенные. Если постоянно одергивать ребенка, он только обозлится и перестанет к вам прислушиваться. Чем реже вы произносите слово "нет", тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов. нужно разумно организовать пространство, в котором живет малыш: убрать из зоны досягаемости все, что может быть опасным или вредным для ребенка; чаще бывать с малышом на Свежем воздухе, где он может больше и свободнее двигаться; предоставить крохе возможность удовлетворить свои познавательные интересы;

Дать поиграть с песком, крупой, водой - под наблюдением взрослых; предлагать ребенку достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам; убрать все предметы, с помощью которых ребенок в отсутствие родителей может забраться в опасные места; никогда не давать малышу повода делать то. что потом окажется под запретом.

Секрет эффективного запрета прост: если формулировать его правильно, вероятность его соблюдения будет высокой. Ну, а если терпения на вдумчивые объяснения у вас не хватает и напряжение выливается в грозное "НЕТ", постарайтесь компенсировать негатив - будьте нежнее, ласковее с ребенком в другие моменты вашего общения. Пусть он знает, что вы его очень любите, несмотря на все "нет" и "нельзя", которые вам так или иначе приходится ему говорить.

Как говорить "нет" чтобы вас услышали: Употребляйте "можно" вместо "нельзя". Если малыш хочет потрогать что-то горячее, вместо "нельзя, обожжешься" скажите "можно потрогать, но потом будет больно". При этом ребенку надо обязательно дать потрогать что-то, чтобы он почувствовал горячо. Иначе он может вам не поверить и захочет испытать все на собственном опыте. Вместе со словом "нельзя" говорите слово "можно". Это переключает, а заодно дает возможность выбора.

Например: "Бить сестренку нельзя, а погладить по голове - можно", "Куклу ломать нельзя, а одевать - можно", "Конфету сейчас нельзя, а банан - можно" - с акцентом на том, что можно. Запрещайте только то, что никак не можете разрешить. Категорические запреты должны касаться только совершенно неприемлемых вещей: вопросов здоровья и безопасности, норм общения и поведения в социуме.

Произносите свой запрет уверенно. В этом случае ребенок примет ваше "нет" спокойно и без лишних волнений. Будьте единодушны. Все "нет" и "нельзя" должны быть согласованы между членами семьи. То, что запрещает мама, ни при каких условиях не должны разрешать папа, бабушка или сестра. Ограничивая ребенка, не расслабляйтесь сами. Если вы запрещаете малышу есть конфеты, не лакомьтесь шоколадками у него на глазах.

Постарайтесь понять ребенка. Задумайтесь, почему малыш делает то, что ему не разрешают. Может быть, ему скучно или хочется привлечь к себе родительское внимание? В этом случае достаточно найти ребенку интересное занятие и поиграть вместе с ним, А может, ребенок не понимает смысла запрета? Объясните, но сделайте это сообразно его возрасту, с учетом интеллектуального развития, уровня знаний и опыта малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в младшей группе эколога Сомовой И. В.

Помощь родителям в закреплении знаний по экологии.....

Консультация для родителей "10 игр на весенней прогулке"

В статье предлагается 10 игр, для веселого пребывания детей на улице....

Консультация для родителей Рекомендации для родителей: Весенняя прогулка с ребёнком

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Температура неуклонно растет, повсюду слышны птичьи трели. Свежий воздух и ласковое солнце дают за...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию экология "Весенняя прогулка"

Занятие построено так, чтобы выявить уровень сформированности экологических представлений и знаний детей среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей второй младшей группы «Весенние прогулки».

Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступила долгожданная весна и всё изменилось:горячее солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки. Само сердце радуется вместе с природой. Это...

Консультация для родителей на тему: "Веселые весенние прогулки"

Формирование знаний о весне у ребенка, веселые прогулки весной....