«Формы работы с родителями в адаптационный период»
консультация (младшая группа) на тему

Тютина Алевтина Николаевна

        Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

        Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация – это приспособленная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуацией. Отрыв от семьи, например. Помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

 

        Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя и родителями.

Цель: этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutina_a.n.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад №1 «Росинка»,

г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Выступление на республиканском семинаре:

«Социальное партнерство ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Тема:  «Формы работы с родителями в адаптационный период»

                                                                                                  Подготовила:
                                                                                                 воспитатель

                                                                                                 МДОУ №1 «Росинка»

                                                                             Тютина А.Н.

г. Козьмодемьянск, 2015год

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

        Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

        Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация – это приспособленная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуацией. Отрыв от семьи, например. Помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

        Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя и родителями.

Цель: этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период

        При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

  • целенаправленность, систематичность, плановость.-
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • доброжелательность, открытость.

       Л В. Белкина предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:

  1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому).

Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах,

интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

  1. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы).

      Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, - это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению

  1. Наглядно-информационные

      Папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь» присутствие родителей во время адаптационного периода в группе и укороченное время пребывания ребёнка в группе в тот же период.

       Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

     Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т. п.

     Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие  родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

      Предлагаю, интересный  и полезный опыт  по адаптации детей 2-3 лет. В рамках дополнительного образования в первой половине дня можно проводить занятия для малышей, где мамы становятся партерами  педагога и активно участвуют в работе с малышом. Большая часть занятия отводится совместным адаптационным играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу, и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте -  это, конечно, игра. В игре ребенок получает возможность свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.

 

    Ресурсный материал (см. Приложение 1)

   К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

  • Новую игру учат несколько занятий;
  • При введении новой игры знакомые игры повторяют;
  • Продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка  организуют индивидуально, по количеству повторений;
  • При повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые раннее были освоены.

        Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.

      Первый период: «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

       Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься

рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.

       Третий период: «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настанет момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может отлучиться. Главным  в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйди скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возращения мамы.

         Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».              И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться на занятии один и спокойно отпускает маму.

         Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

 

Приложение 1

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Совместные адаптационные игры с родителями

«ЛЕГКОЕ ПЕРЫШКО»

Цели: развитие диафрагмального типа дыхания; стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка.

Актуальность. Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Ход игры.  Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполните это упражнение со своим ребенком.

«ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Цели:   регуляция процессов возбуждения и торможения; снижение уровня тревожности; развитие пластики движения.

Оборудование:   цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Актуальность:   Это игра в прятки, но не простые, а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхом темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества.

Ход игры:   Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в осенние листочки:

 Мы – осенние листочки,            (Ребенок сидит на корточках.)

 На веточках висели.

Ветер дунул – полетели.            (Встает, бегает по комнате, раскинув руки в                                    стороны.)

 Мы летели и летели                   (Садится на корточки, замирает.)

 И на землю тихо сели,

 Ветер снова набежал,               (Встает, поднимает руки вверх.)

 Высоко он нас поднял.

Он вертел нас и кружил            (Кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает.)

 И на землю опустил.

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляется» во время потягивания.

«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»

Цели:     развитие тактильной чувствительности; визуализация понятия «Я».

Оборудование:     цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Актуальность.   Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки закрывают в песок – это приятные ощущения; песок медленно сыплется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все что хочется, - быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно.  Полезно выполнять  движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга: стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие,  левого полушария и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Ход игры.     Когда на улице становиться тепло, детвора собирается в песочнице. Можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По «песочку» пробежало стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появиться рисунок. А какой появиться рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру.

«РАЗГОВОР С ИГРУШКОЙ»

Цели: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний; развитие навыков речевого общения.

Оборудование:     игрушки -  перчатки - бибабо.

Актуальность.     Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущениями комфорта  и безопасности.

Ход игры.  Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой…грустный, у него мокрые  глазки;  с кем он подружился в детском саду. Как зовут его друзей, в какие игры они играли?» И т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.  Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные  любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ,  иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

«КОЛЮЧИЙ ЕЖИК»

Цели:  развитие мелкой моторики и координации движений; стимуляция речевой активности.

Оборудование:  массажный мяч.

Актуальность. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеобразовательный эффект.

Ход игры.  На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его.  Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по кажому пальчику, начиная  с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживайтесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении  от периферии к центру. Действия сопровождаются стихотворением:

Дай  ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя  по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

«ЧТО НАМ ПОДСКАЖУТ ПАЛЬЧИКИ»

Цели:  развитие тактильного восприятия, наблюдательности; обогащение сенсорного опыта; стимуляция познавательной активности.

Оборудование:  природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

Актуальность.  Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Эта игра  обогащает сенсорный опыт ребенка (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств),  развивает чувствительность рук, активизирует внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Ход игры. Возьмите природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите с ребенком, потрогайте и опишите их.  Например: шишка - шершавая, камень - гладкий. Затем попросите ребенка закрыть глаза, положите ему в ладонь один из них и предложите отгадать, какой предмет лежит в ней. Активизировать  речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь,  показываем маятник,  пропеллер. Важно вовлекать в движение большее количество, а сами движения проводить энергично.

Благодаря этой игре ребенок будет с нетерпением ждать новых ощущений, впечатлений, на основе которых впоследствии у него появиться возможность рассуждать, мыслить. Решать проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в адаптационный период.

Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...

Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...

Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"

Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы - развива...

Формы работы с родителями в адаптационный период

В материале представлены формы работы с родителями в адаптационый период для детей раннего возраста...

Нетрадиционные формы работы с родителями в адаптационный период в группе раннего возраста

Приобщать родителей к жизни детского сада.Тесное взаимодействие с родителями....