Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих ОНР.
консультация (подготовительная группа) на тему

Шатаева Наталия Владимировна

В консультации раскрываются формы взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx179.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

Выступление на педагогическом совете

Тема «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих общее нарушение речи»

Доклад подготовила Шатаева Н.В.

2014г.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка речи и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых и прежде всего, родителей. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт. Современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в трудностях семейного воспитания: у молодых родителей отсутствует осознанное отношение к воспитанию и образованию детей, отсутствует адекватное представление о серьезности речевой патологии у ребенка.

В  «Законе РФ «Об образовании» указано, что педагоги и родители должны  стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, родители являются первыми педагогами.

К.Д.Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, приобретать знания. Ведь незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы отрицательно сказывается на развитии детей.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, они порой вообще не обращают внимание на речь ребенка, на то, как он общается. Но ведь только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, зависит успешность развития речи ребенка.

Существуют некоторые формы взаимодействия с семьей по развитию речи:

- приобщение родителей к педагогическому процессу

- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ

- пребывание родителей на занятиях

- создание условий для творческой самореализации родителей и детей

- информационно-педагогические материалы, выставки работ

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Остановимся на такой форме взаимодействия  как пребывание родителей  на занятиях. Данная форма применима тогда, когда в ДОУ проводят Дни открытых дверей. В эти дни родители могут посмотреть любое занятие в полном объеме.

Также данную форму взаимодействия можно применить на родительских собраниях, где обычно показываются фрагменты занятий по развитию речи, по обучению грамоте, по математике.

Из опыта работы следует сказать, что родителям это очень нравится, им это интересно. Целесообразно устраивать такие просмотры в середине учебного года и в конце учебного года на итоговых собраниях, когда у детей уже имеются уже определенные знания и родители могут увидеть результаты обучения и положительную динамику.

Ведь родители не имеют представления как мы обучаем детей, какие используем методы и приемы, что такое «жестовый символ, звуковой символ», как ребенок должен правильно сливать слоги, а затем слова.

Единственный их вопрос вечером к ребенку: «Вы сегодня занимались?», и на этом все. Вот как раз важные и основные моменты обучения мы можем показать с помощью открытых просмотров с привлечением детей.

Взять хотя бы те же самые мнемодорожки или мнемотаблицы. Скорее всего родители и слов таких не слышали. А на показательном собрании мы можем рассказать, что это такое и показать, как ребенок может с этим действовать.

Родитель увидит и удивится, как его собственный ребенок составит или придумает сказку, рассказ, используя мнемодорожку или даже нарисует ее сам.

Можно продемонстрировать родителям набор речевых развивающих игр, т.е. прямо проиграть игры с детьми и вовлечь самих родителей в эти игры.

Каждый из педагогов решает сам, что он будет показывать  родителям, в зависимости от того, что он хочет донести до родителей.

Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в ДОУ и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий. Только творческое сотрудничество с семьей даст положительный результат. Взаимодействие детского сада – необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

 

C:\Users\Пользователь\Desktop\blog-semia-04.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Мастер-класс.Элементы сказкотерапии. Использование различных видов театра с детьми для развития речи дошкольников.

Сказкотерапия -это язык с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой....

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...