Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Детское сквернословие"
консультация (средняя группа) на тему

Талабаева Мария Петровна

«Не говори так, это плохое слово!»

- А во дворе мальчишки так говорят!

- Ну и что? А ты своей головой думай!

Родители детей дошкольного возраста и работники детских садов знают, о чем идет речь, знают, как правильно на это реагировать. Можно даже детям ни чего не говорить, а просто поморщиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_skvernoslovie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация

для воспитателей и родителей

на тему:

«Детское сквернословие»

                                                                                 Составила:

                                                                                   воспитатель

                                                                                         Талабаева М.П.

«Не говори так, это плохое слово!»

- А во дворе мальчишки так говорят!

- Ну и что? А ты своей головой думай!

Родители детей дошкольного возраста и работники детских садов знают, о чем идет речь, знают, как правильно на это реагировать. Можно даже детям ни чего не говорить, а просто поморщиться.

  Слова, конечно не помогут, но они рассчитаны на перспективу.

Пример. Девочка пристрастилась к жвачке, мамины слова на неё не действовали, но в один прекрасный день она торжественно заявила: «Мама, не покупай мне жвачку!» Оказывается в школе  сказали, что от жвачек у девочек не будет детей. Как ни странно,  но выяснилось, что дети думают о будущей семье чаще, чем о будущей профессии. «Кто тебя замуж возьмет, если ты такие слова говоришь» часто можно услышать замечание сквернословящей девочке, которая не понимает что делает.

   Нам взрослым далеко не всё хорошо известно о сквернословии, а дети и вовсе далеки от истины.

Родителям и работникам детских садов необходимо знать, что именно считать сквернословием, знать коварные мифы, подпитывающие  распространившиеся во всех словах общества сквернословие. Знать способы преодоления этого национального зла.

   Сквернословие это проблема взрослых людей «считываемая» детьми.

Как победить это зло?

  Во первых не употреблять слова связанные с главным сквернословием.

Например: Вместо того, чтобы сказать «Она матерится». Надо построить фразу так: «Она ругается, выражается, сквернословит, грязно говорит».

  Во вторых исключить из речи эвфелизм блин,  получивший широкое распространение. Эвфелизм — это замена плохого слова на нейтральное. Эвфелизмы в живой речи  нужны, но даже младшие дошкольники знают и понимают, что «блин» заменяет одно из самых нехороших ругательств.

 В третьих не рассказывать анекдоты, не читать стихотворения, не петь частушки,  не цитировать чьи — либо слова, если там есть хотя бы одно не печатное слово.

  В четвертых считать начальные буквы бранных словосочетаний полноценными ругательствами. Мы не буквами мыслим, а сразу восстанавливаем стоящие за ними слова.

В пятых не употреблять фразеологические обороты со словом «чёрт».

И наконец помнить о том, что ругательство не удается заменить аналогами.        Считается мы уже выругались, если прибегли к параллельным словам.

Существуют мифы, поддерживающие и питающие сквернословие.

1. Сквернословие базируется на мифе о свободе слова, но свобода слова — это свобода содержания речи, но не свобода выражения, а за «свободу выражения» можно срок получить по статье 130УК РФ и штраф заплатить.

За оскорбление и унижение чести и достоинства человека,  выраженным в неприличной форме в Белгородской области с 2004 года уже введены такие санкции.

    Оскорблением считается: прозвища, высмеивающие имя, отчество, фамилию, нецензурная лексика, сравнение с миром животных, слова подчеркивающие интеллектуальную или физическую неполноценность человека.

2. Сквернословие поддерживается мифом о том, что оно помогает выразить сильные чувства. Но это не идиомы и не крылатые слова. Сквернословящий на самом деле осознает, что поступает плохо и «плохие слова»облегчение не дают и более того, разрушают невидимую и хрупкую основу самоуважения, на котором держится наша психика.

3. Миф о том, что в малых дозах или в определенных ситуациях в узком кругу сквернословие допустимо, приводит к коварным последствиям.

«Мы не ругаемся, мы разговариваем!» - такая реплика прозвучала на замечание, т.е. в таком случае сквернословие выполняла функцию заполнения пауз.

4. Сквернословие подпитывается  мифом о том, что ругаются все, бороться с этим бесполезно. Во первых – не все. Во вторых не стоит следовать дурным примерам.

5. Сквернословие  зиждется на таком мифе: «Хочу и ругаюсь, не хочу -не ругаюсь». Но вскоре оказывается , когда и не хочу, тоже ругаюсь.

В психиатрии известен синдром Туреко, когда человек забывает все слова кроме «этих», полностью переходя на язык самооскорбления.

6. Коварен миф о том, что сквернословие такой – же недостаток современного речевого поведения, как использование иностранных слов, или словесного мусора: «типа», «как бы», «короче». Сквернословие нельзя ставить с ними в один ряд.

7. Миф  «Так как русские, никто больше не ругается!». В корне не верен. Ругательства есть в каждом языке.

Культурный и мыслящий человек, призван плыть против течения, бороться с коварными мифами.

Как же противостоять злу?

  1. Отношение политиков, ученых, книгоиздателей, телеведущих, преподователей, воспитателей и руководителей разных рангов к сквернословию должно быть отрицательным.

А когда же можно ругаться хотя - бы в малых дозах?

Никогда!

  1. Если хотя бы один человек не сквернословит, не все потеряно. Все действительно начинается с одного и в наших детях надо развивать талант одиночествования, не подражания. В сказаниях о древних друидах говорится, что древний кельт мог один остановить разъяренную толпу.

Но ведь когда – то все с упоением скандировали: «Единица –вздор, единица ноль!», «один в поле не воин» и т.д. именно в этом случае эти поговорки не уместны.

  1. Сопротивляться речевому злу можно путем байкота сквернословию, а чистому речи признавать достойной награды, восхищения, публичной положительной оценки.

Известно, что детей привлекают дурные слова. В подростковом возрасте им начинает казаться, что этим они приятно удивят взрослых и завоюют расположение сверстников. Иногда легкость в употреблении таких слов приходят чуть позже и ребенок пользуется ими, чтобы обидеть кого – то, подшутить над кем – то, выразить неудовольствие или привлечь к себе внимание.

Детям свойственно экспериментирование над словами смысл которых им не понятен или в которых есть что – то плохое.

Они знают, что родители, похвалят за новое замысловатое слово и почему – бы не попробовать грубое слово?

    Реакция родителей в значительной мере определит дальнейшее поведение их детей.

Чем заметнее она будет, тем чаще они будут слышать те же слова.

    Поэтому, если непристойность была услышана от маленького ребенка лучше всего не заметить этого.

    Нужно понимать, что гнев или удивление ребенка, выраженные с помощью бранных слов, свидетельствует об умственном развитии.   Раньше он мог реагировать лишь на поступки, теперь – на мысли.

Дети постарше обмениваются историями для удовлетворения своего любопытства в отношении пола.  В обществе мальчиков такой язык общепринят. Иначе как покажут они свое знание запретной темы?

Дети быстро перестают щеголять своими познаниями, если видят, что взрослые не реагируют на них.

    Однако готового рецепта не существует. Одного ребенка достаточно занять интересным делом, и он забудет о бранных словах, другому требуется строго сказать, чтобы он перестал ругаться, и только тогда он поймет, что надо держать себя в рамках. Как бы то ни было, если в семье никогда не употребляют дурных слов и находят способ достойно отреагировать на бестактность ребенка, серьезных проблем в этой связи не возникает.

     С возрастом, со взрослыми речь очищается сама – жаргон уходит вместе с юностью. Значит, родители, бабушки и дедушки обязаны поддерживать культурный уровень, в этом числе и культуру речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по взаимодействию воспитателя с семьёй на тему: "Детский сад"

План по взаимодействию воспитателя с семьейТема: «Детский сад»Период: 28.08.-08.09.Итоговое мероприятие: Развлечение  «Игрушки малышам»Форма работыТемаЦельАнкетирование&la...

Методическая публикация для воспитателей и родителей на тему: «РОБОТЕХНИКА в детском саду. Что это такое?»

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт...

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...

Консультация для воспитателей и родителей по теме: особенности адаптации ребёнка к условиям детского сада

             Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него сре...

Методическая публикация для воспитателей и родителей на тему: «РОБОТЕХНИКА в детском саду. Что это такое?»

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Вот почему многие родители начинают интересоваться, что собой...

Консультация для воспитателей и родителей на тему: «РОБОТЕХНИКА в детском саду. Что это такое?»

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики....