Семинар-практикум для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Канаховская Елена Николаевна

Этот семинар разработан специально для родителей наших маленьких воспитанников (2 -3 лет) и будет интересен родителям детей, которые еще не посещают дошкольное заведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для родителей

Тема: «Детское экспериментирование в домашних условиях»

План:

  1. Воспитание познавательного интереса к окружающему миру.
  2. Как организовать «Домашнюю лабораторию» 

                                                            1.

Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира: шумы, музыку, речь. Неравнодушен он и к зрительным стимулам - лицу взрослого, яркой погремушке, расписной матрешке и т.п. На основе безусловного ориентировочного рефлекса начинается познание окружающего мира. Правда, ориентировочная реакция возникает у малыша рефлекторно, т. е. сама собой. Так в раннем ориентировочном поведении детей скрывается будущая яркая ориентировочно - исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира.

В ранний период жизни малыш не способен к сложной ориентировочно - исследовательской деятельности. Однако быстрый темп нервно - психического развития, накопление чувственного опыта, рост активности, смена ведущих видов в относительно короткий промежуток - все это позволяет предположить возникновение существенных качественных изменений в ориентировочно - исследовательской деятельности детей второго и третьего года жизни.

Эти изменения связаны с качественно меняющимися возрастными особенностями ориентировочной активности ребенка, его познавательного развития.

На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения — «реакции на новизну», любопытства - малыш переходит к сознательной ориентировочно - исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в целенаправленном познавательном интересе к тому или иному явлению. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Объективно же любознательность - ориентировочно - исследовательская деятельность, поднятая на уровень второй сигнальной системы, т. е. речи и мышления. Воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера, формирующей его личности. Она не возникает спонтанно, а является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения со взрослыми, которые сознательно формировали его интересы.

К концу третьего года жизни и поведении ребенка появляются новые закономерности: он обнаруживает целенаправленный интерес к окружающему миру. Да, он и раньше проявлял исключительное любопытство ко всему, что находилось в поле его зрения; новые предметы, необследованные коробочки и д. р. Теперь же в его поведении появляется нечто новое: он избирательно относится к информации из окружающею мира. Его интересует не только сам предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности, которые раскрывают какое - либо явление.  Кто не переживал вместе с ребенком по поводу нечаянно отпущенного и улетевшего воздушного шарика? Сколько слез! А потом вопрос: почему воздушный шар летает, а мяч нет? Полный ответ на него он получит в школе, изучая свойство легких газов. И так почти во всем. Мир учит малыша во всем своем многообразии и неожиданности, будет в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной. У ребенка формируется любознательность- желание познавать закономерности окружающего мира, а это уже не «всеядное» любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса!

Обратите внимание, как заворожено, сдвинув брови, не отводя глаз, малыш рассматривает уборочную машину, подъемный кран и другую технику. Все чаще звучат вопросы: кто это делает? Зачем? Что будет потом?

И,наконец, вопрос детства: почему?

Готовьтесь, уважаемые родители! В конце третьего года жизни ребенка вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «Луна смотрит, а что она говорит?», «Зачем зайке такие длинные ушки?», «Почему вода мокрая?». И т. п.

Эти вопросы говорят о развитии способности малыша к анализу и синтезу, сравнению и обобщению пока на его, детском уровне, поэтому и выглядит так забавно и непосредственно все, чем он интересуется. Но нам, взрослым, важен интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства.

2.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи Монтессори- педагогики.. Свободная работа в развивающей среде — это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Это происходит на занятиях, а можно ли экспериментировать дома? Петербургская осень уже заканчивается. Скоро зима вступит в свои права. Солнышко все реже и реже радует нас. Идет снежок и моросит дождик, дует пронизывающий ветер. Мы, подчиняясь погоде, вынуждены сокращать продолжительность прогулок, а иногда и вовсе от них отказываться. Время, проводимое ребенком дома, увеличивается. Чем заполнить непогожий день? Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения? Какая деятельность будет интересна и вам, и вашему малышу?

В каждой семье на эти вопросы ответят по-разному. Мы будем рады узнать о ваших открытиях и находках. Я же отвечу на эти вопросы так:          «Давайте экспериментировать!»

Идея первая. Растянутый рисунок.

Материалы: Картинка из журнала. Ножницы. Клей. Бумага.

Творческое задание.

Разрежьте картинку на четыре полоски

Разложите ее на бумаге, оставляя пустые пространства между полосками.  Приклейте полоски к бумаге. Посмотрите, как растянулась картинка, и отметьте про себя, что чувствует глаз, когда смотрит на растянутую картинку.

Комментарии.

Растянутый рисунок является оптической иллюзией или обманом, который предлагают мозгу глаза. Глаза не привыкли видеть картинку, которая разделена на полосы, тем более расположенные на расстоянии друг от друга. Мозг получает эту непривычную картинку и старается придать ей смысл, «заполняя разрывы» и пытаясь придать ей нормальный вид.

Варианты.

  • Найдите две одинаковые картинки.
  • Сравните ощущения от растянутого и не растянутого изображения.
  • Разрежьте картинку на большее количество полосок.
  • Разрежьте картинку на волнистые и зубчатые полоски.

Идея вторая. Опыт с яйцом и водой.

Материалы: Две одинаковые банки с водой. Два яйца. Поваренная соль, ложка.

Работа с материалом.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.

В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.

Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.

Комментарии.

Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.

Варианты.

Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

Идея третья. Растворы, смеси, взвеси.

Материалы: Соль, сахар, подсолнечное масло, крахмал. Четыре стаканчика с водой. Ложка, пипетка.

Работа с материалом.

Ложкой положить сахар в стакан и размешать. «Сахар исчезнет».

То же самое проделать с солью.

Накапать пипеткой масло в стакан и взболтать ложкой. Масло образует капельки на поверхности воды.

В четвертый стакан положить крахмал и размешать. Образуется однородный непрозрачный раствор, через некоторое время крахмал осядет на дно стакана.

Комментарии.

Соль и сахар растворяются в воде. (Этот процесс вызывает большой интерес у детей 2-4 лет.) Масло не смешивается с водой. Крахмал и вода образуют взвесь.

Варианты.

Попробовать добавлять в воду другие вещества. Например, муку, молотый черный перец, песок, манку и т.п. У детей вызывает большой интерес и обратный процесс. «Исчезнувшие» соль и сахар появляются вновь после выпаривания, а крахмал после фильтрования взвеси.

Надеюсь, что Вы и Ваш ребенок получите удовольствие от этой увлекательной и полезной совместной деятельности.

В заключение дадим несколько важных рекомендаций родителям:

  • Научитесь дома, на даче или во дворе находить необыкновенное в обыкновенных предметах;
  • Создавайте интересные ситуации экспериментирования с игрушками и предметами быта;
  • Дайте ребенку радость открытий;
  • Воспитывайте желание познавать и любить мир ;
  • Накапливайте яркие впечатления детства - практический опыт, обогащающий интеллект ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Семинар-практикум для родителей по экспериментированию

познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельнос...

Семинар - практикум для родителей по экспериментированию

Семинар - практикум для родителей по экспериментированиюС фотографиями к семинару можно ознакомиться в блоке "Мои альбомы"...

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...

Семинар-практикум «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель семинара-практикума: повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития артикуляционной моторики в домашних условиях.Участники семинара-практикума: родители детей дошкольного возраста....

Семинар практикум «Сенсорное воспитание детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних усло...