Консультация для родителей по теме: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"
консультация на тему

Консультация для родителей по теме: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

 

«Представление, что при любом двигательном

тренинге…   упражняются   не   руки,   а  мозг,

вначале   казалось   парадоксальным  и  лишь  с

                                                                        трудом проникло в сознание …».

Н.А. Бернштейн

 

     Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

     И.П. Павлов отмечал: «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения в значительной степени связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Развитие органов артикуляции в филогенезе неразрывно связано с прямохождением, высвобождением рук и формированием их дифференцированной моторики. Овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно – психических процессов у детей.

     Значение пальчиковой гимнастики:    

     1. Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

     2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

     3.  Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

     4. При сопровождении упражнения короткими стихотворными строчками, речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за  выполняемыми движениями.

     5. Выполнение пальчиковой гимнастики способствует развитию памяти ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

     6. Развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.

     7.  Регулярное выполнение упражнений укрепляют мышцы кистей и пальцев рук, повышают подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

     С какого возраста можно выполнять упражнения?

     В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 -7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны.

     Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей и пальцев:

     - поглаживать, растирать ладошки вверх – вниз;

     - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

     - растирать пальчики спиралевидными движениями.

     Затем можно выполнять упражнения, но в пассивной форме, то есть взрослый сам сгибает, разгибает пальчики, совершает другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

    

 !!! Время выполнения упражнения, количество его предъявления использовать дозировано (с учётом возможностей и способностей ребёнка).

 

     Помните!  Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, около 5 минут каждый день. Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатываются одной рукой, затем  - другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Поиграем вместе!

«Козочка»

Вижу у козочки острые рожки.

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

Я убегу от неё по дорожке.   

(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.

«Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - это Я.

Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)

«Где ты был?»

(Пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик – пальчик, где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (разгибается указательный палец)

- С этим братцем щи варил, (разгибается средний палец)

- С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный палец)

- С этим братцем песни пел. (Разгибается мизинец)

Что должно беспокоить родителей в ребенке.

В возрасте от 3 до 5 лет:

  •  Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
  • Раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
  • Чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
  • Плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);
  • Страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);
  • Тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
  • Хронические заболевания;
  • Трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
  • Сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
  • Задержка в речевом развитии ( появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
  • Заикание.

Консультация для родителей «Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома»

 «ТИШЕ ЕДЕШЬ»

Эта игра так называется не потому, что машина, в которой вы едете, движется медленнее остальных, просто я предлагаю вам совместно с ребёнком считать, например, обгоняющие вас машины, идущие вам навстречу, машины определённого цвета или марки и не забывайте, что водитель в игре не принимает участие.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В сшитый своими руками мешочек положите различные мелкие предметы, игрушки. Предложите ребёнку на ощупь узнать и назвать предмет. Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и способствует развитию обследовательских действий.

«ЧТО ПРОПАЛО? »

Поставьте перед ребёнком несколько игрушек. Количество зависит от возраста ребёнка. Чем старше, тем игрушек может быть больше. Начинать предлагаю с 3-4 штук. Предложите ребёнку рассмотреть игрушки, затем закрыть глаза. Взрослый убирает одну или две игрушки, открыв глаза, ваш малыш должен озвучить пропажу. Так же, можно не только убирать игрушки, но и добавлять, плавно переходя в другую игру под названием «ЧТО ПОЯВИЛОСЬ? »

 «КТО БЫСТЕЙ»

Приготовьте крупные бусины, пуговицы или любые мелкие предметы. По команде игроки в течение определённого времени должны откладывать по одному предмету из общей кучки в свою кучку. Побеждает игрок с наибольшим результатом. Усложнением в данной игре будет смена правой руки на левую руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а  также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация для родителей по теме "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

Уважаемые коллеги и родители! Если ребёнок ещё не научился разговаривать или разговаривает плохо, ему можно помочь справиться с этой проблемой! Можно каждый день делать с малышом пальчиковую гимнастик...

Консультация для родителей старшей группы: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика".

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развии познания и речи ребенка....

Консультация для родителей на тему "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Консультация для родителей на тему " Для чего нужна артикуляционная гимнастика"...

Консультация для родителей на тему «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференциров...

Консультация для родителей на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

С помощью данного материала родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. Так же даны рекомендации по проведению артикуляцинной гимнастики....