Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопросы, а также адаптированаая методика на раннее профессиональное самоопределение детей дошкольгного возраста освещены в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раннее профессиональное самоопределение

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.  

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Таким образом, чем раньше начнётся специально организованное информирование детей дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, профессиональное и личностное развитие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.

Детский сад является первой и важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. Уже в детском саду дети начинают знакомиться с трудом взрослых, узнают о разных профессиях.  Так же в дошкольном возрасте происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений: ребенок учится лепить, рисовать, делать поделки из разных материалов, строить из конструктора, выполняет несложные трудовые поручения по уходу за растениями и животными, помогает родителям в быту.  Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Сюжетно-ролевая игра является незаменимым помощником в приобщении детей к миру профессий. Она возникает в том случае, когда у ребенка имеются определенные знания и представления о каком-нибудь событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. И  чем больше у дошкольника знаний  о разных профессиях и действиях, которые выполняет взрослый в рамках свой профессиональной деятельности, тем разнообразнее сюжет и интереснее игра ребенка.  Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Уже в дошкольном детстве, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его интересы и способности. У кого-то лучше получается выполнять задание  по образцу  или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а  кто-то лишь выполняет задуманное.

Для детей школьного возраста, которые начинают задумываться о своем дальнейшем профессиональном выборе, есть методика Е.А. Климова. Для детей старшего дошкольного возраста я адаптировала данную методику. Возможно, уже сейчас можно помочь ребенку развить его способности и поддерживать его в выбранном им направлении.

Беседа с целью выявления раннего профессионального самоопределения для детей дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________ Возраст_________________________ Дата проведения_____________________________

Беседа проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом или воспитателем. Ребенку предлагают выбрать одно из двух утверждений.

Ответь на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.   

 

или

1б. Играть с машинками.

2а. Помогать больным людям.

 

или

2б. конструировать что-то по схеме, образцу.

3а. Рассматривать иллюстрации в книге, открытки.

или

3б. Ухаживать за растениями.

 

4а. Делать поделки из природного материала, картона, бумаги.

или

4б. Играть в магазин.

5а. Читать энциклопедию.

или

5б. Читать сказки.

6а. Заботиться о домашних животных.

или

6б. Учить друзей (или младших) выполнять какие-либо задания (игровые, учебные, спортивные).

7а. Лепить из глины, делать оригами.

или

7б. Управлять подъемным краном в игре.

8а. Рассказывать детям из других городов, что интересное можно увидеть в Москве.

или

8б. Участвовать в концерте.

9а. Помогать чинить велосипед.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Решать примеры.

11а. Сажать в огороде морковь, лук, клубнику.

или

11б. Конструировать новые постройки из лего.

12а. Мирить поссорившихся друзей.

или

12б. Собирать пазлы, мозаику по схеме.

13а.  Делать украшения из бусинок (для девочек) делать поделки из дерева (для мальчиков)

или

13б. Наблюдать за насекомыми.

14а. Чинить миксер и фен в игровой мастерской.

или

14б. Оказывать друзьям медицинскую помощь (забинтовать руку, помазать зеленкой царапину)

15а. Расставлять значки в табличке по схеме.

или

15б. Участвовать в театральной постановке.

16а. Наблюдать за изменениями в природе.

или

16б. Учить малышей отмечать изменения в календаре природы.

17а. Расписывать деревянную посуду красками.

или

17б. Помогать чинить компьютер, машину.

18а. Играть с друзьями в семью.

или

18б. Играть на музыкальных инструментах.

19а. Выполнять задание по образцу, строить дома из конструктора.

или

19б. Срисовывать с книжки картинки, рисовать схему.

20а. Защищать растения от вредителей.

или

20б. Работать на компьютере, принтере.

Запишите ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте количество ответов в каждом столбике. Там, где оказалось их наибольшее количество  —  и есть профессиональная направленность.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей:  политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Подготовка к участию в чемпионате Baby Skills как одно из направлений работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема необходимости ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте. В частности рассматривается чемпионат Baby Skills, как одно из направлений работы в данно...

Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...