Родителям в помощь
консультация на тему

Современные дети часто страдают неумением сосредоточиться на каком-то объекте и в полной мере воспринимать информацию. Виной тому является ускоренный темп жизни и перенасыщение нервной системы ребенка компьютером, телевизионными программами, видеоиграми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям в помощь

Современные дети часто страдают неумением сосредоточиться на каком-то объекте и в полной мере воспринимать информацию. Виной тому является ускоренный темп жизни и перенасыщение нервной системы ребенка компьютером, телевизионными программами, видеоиграми. Родители пытаются заполучить внимание своего чада, часами объясняя ему ту или иную тему, но часто все оказывается безрезультатно. Вот мама несколько раз показывает малышу, как писать букву «А». Ребенок при этом не может сосредоточиться: ерзает на стуле и грызет карандаш.  Однако если рассказывать детям то, что им интересно, они могут сосредоточенно слушать это десятки раз. Вывод отсюда следует простой: дети умеют и хотят уделять внимание предмету, который им интересен. 

По мнению педиатров, ребенок в возрасте 4-5 лет способен концентрировать свое внимание на поставленной задаче в течение 8-20 минут. Для более старших детей это количество времени высчитывается умножением количества лет ребенка на 5 минут. Получаем следующие показатели максимального количества времени, затраченного для полной концентрации при выполнении заданий: для 6 лет – 30 мин, для 7 лет – 35 мин, для 8 лет – 40 мин и т.д. Это правило не является строгим, ведь способность концентрироваться зависит еще и от внешних обстоятельств или времени суток. Одна и та же задача, поставленная ребенку в разное время суток (ранним утром, днем или вечером), будет выполняться с отличием по тому количеству внимания, которое уделит ей ребенок. Как научить ребенка концентрироваться на изучаемом материале или за другими занятиями?

  1. Нужно вызвать у ребенка интерес к выполняемому заданию.

Если у него возникнет интерес, он сможет дольше сконцентрироваться на нужном объекте. К примеру, вы начинаете обучать ребенка письму или счету. Для малыша эти задания часто кажутся скучными. Вот уже полчаса вы объясняете ему обратный счет, а малыш при этом сосредоточенно разбирает игрушечную машинку, тоже полчаса. Вы же при этом не собираетесь отказываться от поставленной цели изучения обратного счета. И это верно, так как к будущим школьникам требования сейчас высоки: от первоклассников требуют как усидчивости, дисциплинированности, так и первых навыков в таких предметах как математика, грамматика и т.д.  

 В такой ситуации родитель должен проявить педагогическую гибкость. Проведите занятие с элементами игры. Расскажите сказку про «Царство букв или цифр», которую придумаете сами.  Дети не любят скучные печатные прописи, так нарисуйте их вместе с ребенком на листках бумаги. Буквы и цифры будут изучаться быстрее и легче, если вы позволите ребенку рисовать их красками или мелом на асфальте, лепить из пластилина или теста для печенья. На прогулке можно вычерчивать буквы или цифры палочкой на мокром песке или на снегу. Дети любят заниматься творчеством, при этом польза таких занятий состоит еще в том, что они развивают мелкую моторику рук. 

2. Научитесь концентрироваться сами. Если вы приступили к занятиям с ребенком и при этом параллельно пытаетесь совершать какие-то домашние дела или поглядываете в телевизор, то не ждите полной отдачи и от вашего малыша. Не отвлекайтесь на телефонные разговоры во время занятий. После таких заминок даже взрослому человеку будет сложнее сконцентрироваться, не говоря о ребенке. Если хотите чему-то научить ребенка, то в первую очередь вы должны научиться этому сами. Бесполезно проводить занятия, если вы при этом раздаете ребенку инструкции, выкрикивая их из кухни. Присядьте в тишине рядом со своим ребенком и уделите ему несколько минут своего времени. Очень важен контакт «глаза в глаза». Давайте указания спокойно, четко и ясно. 

3. Предотвращайте рассеянность ребенка заранее. Чтобы ребенок в момент занятий лишний раз не отвлекался, приступайте к ним, когда он не голоден, не устал и не хочет пить. Для этого перед  началом обучения предложите ребенку перекусить и попить воды. Нельзя садиться за занятия сразу же после подвижных игр или спортивных секций. Как и любому человеку, ребенку требуется время, чтобы отдохнуть перед умственным трудом. Если ваш ребенок уже школьник и плохо концентрируется на занятиях, то возможно его распорядок дня перегружен различными активными мероприятиями или секциями. 

Проследите, чтобы ребенку не мешали заниматься его братья и сестры. Недопустимо, чтобы один ребенок усиленно занимался, а другой в этой же комнате смотрел телевизор или играл в компьютерные игры. Утечки внимания в такой ситуации не избежать, поэтому рассадите детей по разным комнатам. 

Часто дети не могут сосредоточиться из-за того, что не понимают задачу, которую им ставят. Используйте в качестве объяснения вспомогательный материал, иллюстрированные картинки. Излагайте материал постепенно, не пускайтесь в слишком долгие объяснения, а просто скажите ребенку: «Выполни сначала это задание, а потом я расскажу тебе, что нужно делать дальше». Не забывайте похвалить ребенка, если он справился с заданием.

4. Тренируйте память и внимательность ребенка. Для развития памяти и внимательности существует множество настольных игр, таких как паззлы, домино, лото и др. Хорошо развивает внимание ребенка и  рисование.  Компьютерные игры и телевизор наоборот ослабляют эти функции. Выключите телевизор в комнате и понаблюдайте за ребенком. Вы увидите, что он станет гораздо внимательнее и наблюдательнее. Побуждайте ребенка всегда подмечать интересные детали, запоминать форму и цвет предмета. На прогулке рассматривайте цветы, бабочек, птиц. Посчитайте вместе автомобили, выучите правила дорожного движения, находясь вблизи дорог. Такое изучение материала гораздо интереснее,  чем теоретическое, и тренирует внимание. 

Детям до двух лет педиатры вообще не рекомендуют просмотр телевизионных программ, даже мультфильмов. С двух лет можно разрешать ребенку смотреть телевизор, но не более 20-30 минут в день. И подойдите к выбору мультфильмов для ребенка со всей ответственностью. Пусть это будут добрые, спокойные мультики, а не американские «вопящие» мультсериалы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал для родителей "В помощь родителям"

Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ"           Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

Дидактическая игра «Раз, два, три, кукле помоги» Методика проведения и модификация игрыОписание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет. Эта игра охватывает сенсорное развитие, и акти...

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....