Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сивова Марина Владимировна
Тренинг для родителей детей раннего возраста.
Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей детей раннего возраста.

Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»

                               1. Игра «Уронили мишку на пол»

Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.

Материалы: Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).

До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А. Барто.

Уронили мишку на пол,

Все равно его не брошу,

Оторвали мишке лапу.

Потому что он хороший.

По сигналу все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.

Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Можно предложить участникам на следующие вопросы: с какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.

2. Игра «Непослушные шарики»

Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.

Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу).

Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде выдается  воздушный шарик. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры  постепенно добавляется командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.

3. Упражнение «Психологические особенности  детей раннего возраста»

Цель: Выделить психологические особенности  детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.

Материалы: доска, маркер.

Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых  методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые воспитывая детей раннего возраста.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.

4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»

Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.

Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение.

5. Упражнение «Соскучился…»

Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом.

Тренер знакомит участников упражнения с одной из ситуаций (образцы ситуаций даны ниже) и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.

 «Вам необходимо выполнить дома некоторую работ требующую определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т. д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10 минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо».

В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:

  • Насколько понятны и выразительны были их жесты?
  • Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
  • Какие личностные качества развивает данное упражнение?

СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ»

  1. Сережа, ты уже соскучился?
  2. А ну марш в другую комнату
  3. Я же попросила, не выходить ко мне.
  4. Ты пришел помочь маме?
  5. Не мешай.
  6. Что-нибудь случилось?
  7. Могу я спокойно поработать в этом доме?
  8. Мой зайчик пришел.
  9. Тебе плохо без меня?
  10. Я работаю.
  11. Как хорошо, что ты пришел!
  12. Сереженька, сладкий мой!
  13. Я тебя умоляю, посиди в соседней комнате.
  14. Заходи, но только тихо.
  15. Если еще раз откроешь дверь, уложу спать.
  16. Ты что не можешь без меня 40 минут посидеть?
  17. Придется работать ночью.
  18. Радость ты моя.
  19. Садись к маме на колени и молчи.
  20. Быстро выйди из комнаты.
  21. Из-за тебя я без работы останусь.
  22. Солнышко мое.
  23. Почему ты такой грустный?
  24. О Боже! Пойду работать к соседям.

6.Упражнение на развитие эмпатии взрослого «Давать и получать» (Фопель К.)

Цель: Развитие эмпатии участников тренинга.

Группа разбивается на пары.  Предлагается всем участникам настроиться на доброе чувство, «расположение», которое так необходимо при взаимодействии с детьми любого возраста. Затем участники садятся напротив друг друга так, чтобы соприкасаться коленями, и закрывают глаза.

Ведущий  снова просит подумать о чувстве расположения и представить, в какой части тела оно может находиться. Как оно может выглядеть? Какого оно цвета? Затем он просит каждого участника представить, что тот берет это расположение и передает его своему партнеру, а от партнера взамен получает тоже расположение. Дальнейший ход упражнения тренер может сопровождать следующими выводами: «Теперь попробуйте отдать еще больше расположения и получить еще больше взамен. Как здорово, что расположение, которое вы отдаете, возвращается назад к вам...

Теперь сделайте глубокий вдох, пошевелите руками и ногами, откройте глаза и посмотрите друг на друга. Можно поблагодарить своего партнера».

Тренер задает вопросы о том, что чувствовали участники группы, удалось ли им передать и получить расположение. Как маленький ребенок может почувствовать наше расположение? Всегда ли в общении с детьми расположение, которое мы передаем, возвращается к нам назад?

7. Упражнение «Подарок группе» («Что осталось за кадром»)

Цель: получение обратной связи от участников тренинга, дать возможность поделиться опытом тем слушателям, которые по каким-то причинам не высказались.

Каждый по кругу описывает интересные находки, которыми они пользуются при воспитании с детьми, но которыми еще не успели поделиться в течение тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста

«Как понять своего ребенка?»Тренинг для  родителей  детей раннего возраста   Оптимальное количество участников — 10–15 человек.  Все члены группы имеют право на свободное уча...

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Музыка в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей по использованию музыкальных произведений в быту и жизненном пространстве ребёнка. Предлагаемый  музыкальный материал опробован в качестве музыкотерапии для детей и взр...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста («Музыка в раннем возрасте»)

Если вы хотите, чтобы у вас вырос грамотный, жизнерадостный, уравновешенный ребёнок,умеющий понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире, то.......

Консультация для родителей детей раннего возраста."Агрессия в раннем возрасте"

Агрессивность в возрасте двух лет - нормальное явление. Ребенок приближается к возрасту так называемой "малой автономии". Ребенок проявляет, во-первых, свою волю, а во-вторых, проверяет, от ...

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...