Мамам, папам, бабушкам и дедушкам о развитии слухового внимания у детей младшего возраста.
статья (младшая группа) на тему

Ольга Владимировна Нестерова

Что такое речевой слух, слуховое внимание, темп и ритм речи? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам о развитии слухового внимания у детей младшего возраста.

Типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду: "Плохо говорит...", "Не произносит некоторые звуки...", "Во рту будто каша".

На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна и связана она с недоразвитием слухового внимания у ребёнка. 
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать. 
Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты.

Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-ком.

Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "китити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен. 

Развитый речевой слух позволяет: 
*правильно произносить звуки; 
*четко произносить слова; 
*владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); 
*овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 
*успешно освоить письмо и чтение. 

Предлагаю Вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке, чтобы закреплять и ускорять развитие речевого слуха. Занимайтесь, начиная с простых упражнений, переходя к более сложным. 

  

Шаг первый: Узнаем неречевые звуки. 
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: 
что шумит? (деревья) 
что гудит? (машина) 
кто кричит? (мальчик) и т.д.

Помогите малышу определить источник звука. 

Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

- Игра "Где позвонили?" учит определять и называть направление звука.  

- Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д. 


Шаг второй: Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса. 

- Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему. 

- Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). 
Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз (или рычание «у-у-у») за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. 

- Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку и пытается за вами произносить, получая от вас одобрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития слухового внимания у детей дошкольного возраста на основе модифицированной игры "Ферма" с учетом специфики каждой возрастной группы дошкольников.

Педагогическая копилка. Игра для детей 5 – 7 лет (с 5 лет для ребят из массовых детских садов, с 6 – для детей с нарушениями речи). Играем, чтобы научиться внимательно слушать. Ребёнок трени...

Буклет для родителей "Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста"

Рекомендуемые игры идеально подходят для занятий с детьми в домашних условиях...

Игры на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста

Представлены различные варинаты игр для детей младшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Игры на развитие слухового внимания для детей младшего дошкольного возраста

Предложенные игры направлены на развитие устойчивого слухового внимания, умения определять направление звука, ориентироваться в пространстве.....

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»...