Статья "Конструирование"
статья на тему

Фомина Светлана Викторовна

Игры по конструированию проводятся с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

    В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают малышу, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вмести с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_statya_fomina.docx247.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей

Колпинского района  Санкт-Петербурга.

 

Консультация для родителей

Игры для детей. Конструктор (часть 1) - rusmultik.ru

Составила:

Воспитатель Фомина С.В

СПб Колпино 2015 г.

Уважаемые родители!

   Игры по конструированию проводятся с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

    В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают малышу, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вмести с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться: 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9e394c3046d65c47f3211cc9ebd26d3b-70-144&n=21

  1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно, как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол  кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вмести с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
  2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставить кубик на кубик – вот так! (ребенок ставит). Теперь возьмите еще кубик – вот так! (ребенок ставит). Еще кубик!» При таком способе подачи малыш сможет возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными,  и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная и сложная сторона –творческая способность – останется на примитивном уровне.
  3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними, вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.
  4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куклу, либо зайку, который «будет там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
  5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
  6. При провидении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Игрушки, которые понадобятся при конструировании.

     Примерно с 1 года, когда ребенок будет делать самостоятельные постройки, вам понадобиться не меньше четырех больших кубиков – сначала одного цвета затем двух контрастных цветов (желательно два синих, два желтых). Приобретите их или изготовьте заранее.

    С 1 года 3 месяцев понадобятся по два кубика каждого размера, сначала одного цвета (например, 2 больших красных кубика, 2 маленьких того же цвета), затем по 2 кубика 2 цветов (2 больших красных, 2 маленьких желтых или наоборот).

    Для ребенка старше 1 года 6 месяцев нужны кубики менее контрастные по размерам (длина ребра примерно 20,12, и 4 см), также по 2 каждого вида.

    Для ребенка, близкого к 2 годам и старше, размеры кубиков не должны резко отличаться, поэтому примерные размеры граней кубиков следующие; 20, 16, 12, 8, 4 см, таких кубиков достаточно 4-5 штук.

    Кубиков размером около 4 см понадобится значительно больше (чем больших, тем лучше) – это основной размер для дальнейшего конструирования, поэтому они должны быть разных цветов, желательно красного желтого, синего и зеленого. Если вы серьезно относитесь к обучению вашего малыша и понимаете, что кубики – это не просто игрушка, но и превосходный материал для ненавязчивого обучения малыша математике, то таких кубиков понадобится не меньше шестидесяти. Если стороны кубиков будет окрашены в разные цвета, то это доставит удовольствие при обучении.

     Нужны также игрушки для обыгрывания – небольшие по размерам, без лишних деталей.

Например, сборная матрешка настраивает на то, чтобы ее открывать и закрывать, вместо того чтобы водить по дорожке; поэтому возьмите в данном случае самую маленькую неразборную матрешку. 

      Для того чтобы обучать ребенка конструированию, необходимо иметь определенное количество конструкторов и наборов строительного материала с различными способами соединения. В играх со строительным набором ребенок прикладывает, приставляет, накладывает, придвегает детали друг к другу. В конструкторах прикручивает, привинчивает, втыкает, соединяет при помощи кнопок. В наборе для игр по конструированию хорошо использовать модули.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e55f0830738a2bd5907ef93c978d6ce8-19-144&n=21

    Строительный материал должен быть разный по размеру ( большой, средний, маленький). В нем должно быть достаточное количество деталей – кубики, кирпичики, цилиндры, бруски с просверленными в них дырочками, пластины, призмы, арки. Очень хорошие, если вы выполняете постройки не на виду у ребенка и оставляете их как модели построек на видном мести.

    http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3494f06d6bfe85e6d17329e21f1c0064-107-144&n=21        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eaf926b6bfeeee99ce67aeea8164aa34-106-144&n=21

   Необходимо иметь и плоскостные конструкторы, геометрические мозаики. Они могут быть из разного материала (деревянные, пластмассовые). Может понадобиться подручный или бросовый материал (пробки, крышки, палочки, шишки).

    Для обыгрывания построек возьмите коробку, куда вы будите собирать мелкие игрушки. Прежде чем приступить к играм со строительными конструкторами, научите ребенка ориентироваться в его деталях – узнавать, находить, выбирать, группировать детали конструктора.

     Мы предлагали большое количество игр по знакомству с объемными телами и плоскостными фигурами в книге «В помощь маленькому мыслителю»

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8e8f4abffc4d09f92fca671fd84d9d3e-60-144&n=21

        http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a90b798f2c24a3879b10dad7fe85a96a-25-144&n=21

Место для игры с конструкторами

       Дома выберите место для хранения строительных наборов и конструкторов. Коробки с большими строительными наборами удобно ставить на нижнюю полку в детском шкафу. Маленький строительные наборы с лежащими в них маленькими игрушками для обыгрывания построек удобно держать в пластмассовых корзиночках на открытых полках.

      Такое расположение позволит ребенку самостоятельно выбрать необходимые для игры конструкторы или строительные наборы, подбирать необходимое количество игрушек для обыгрывания постройки. Коробки должны стоять постоянно на определенном месте, это позволит ребенку чувствовать себя более уверено.

   Детский столик хорошо расположить вблизи от шкафа для хранения игрушек. Коврик, лежащий в детской комнате, не должен быть очень пушистым, чтобы детали конструктора устойчиво стояли на его поверхности. Место выбора проведения игры должно быть продиктовано величиной конструктора и целью проведения игры.

     С маленьким строительным материалом игру целесообразно проводить за столом, а с крупным – на полу или на ковре.

     Пластмассовый строительный материал хорош для прогулок. Можно выполнять постройки из песка и деталей конструктора в песочнице, на пляже (или на земле в сквере или парке).  Его легко привести в порядок после проведения игр на прогулке. Приучайте ребенка убирать строительный материал на постоянное место его хранения.  

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d87a2d407ae57dc14f149ec18379bd6a-122-144&n=21

  В 2 года ребенок становится старше и еще любопытней, у него начинают проявляться к творчеству, развивается воображение, но по-прежнему он во многом зависит от взрослого. Дети первой половины 3 года жизни стремится во всем подражать окружающим их взрослым. Возникает интерес к сверстникам чаще всего не как к партнеру, а как объекту его наблюдений и манипуляций. Поэтому у ребенка 3 года жизни наблюдается равнодушное отношение к настроению и желаниям сверстников. Ребенок предпочитает игрушки товарищам по играм . он чаще всего наблюдает за игрой другого ребенка или подражает действиям. Необходимо помнить о том, что совместные игры и действия со взрослым или другими детьми способствуют возникновению у ребенка представлений об окружающих его предметах и способах действий с ними. Это, в свою очередь, стимулирует возникновение предметно-манипуляционной игры.

Мышление ребенок 3 года жизни носит наглядно-действенный характер, появляется начало образного мышления. Ребенок воспринимает мир всеми органами чувств, его восприятие носит целостный характер.

Внимание   ребенок отличается от внимания взрослого человека, оно непроизвольное. Это значит, что концентрировать внимание ребенка может только на тех предметах, действиях, объектах, которые вызывают у него эмоциональный отзыв, неподдельный интерес. Необходимо помнить о том, что концентрация внимания у ребенка в этом возрасте невелика – до 20 минут при сильной заинтересованности ребенка объектом или действиями, производимыми с данным объектом. Переключение внимания также затруднено. Из этого следуют правило проведения игр с ребенком 3 года жизни:

  • Не требуйте быстрого выполнения поручения (или задания);
  • Повторите инструкцию четко, внятно, многократно;
  • Предлагайте только один объект, на котором ребенок должен сконцентрировать свое внимание;
  • Не открывайте ребенка от игры в приказном порядке, уважайте его личность!

Память ребенок 3 года жизни носит непроизвольный характер – он запоминает лишь то, что ему нравится. Исходя из этой особенности, материал для развития конструктивной деятельности должен быть красивым, ярким, привлекающим внимание, чистым, удобным.

    Ваше поведение при проведении игр с малышом также должно носить эмоциональный, положительно окрашенный характер. Не играйте с ребенком в плохом настроении или в тот момент, когда желание поиграть не носит искренний характер!

    Называние строительной детали ребенком не всегда совпадает с названием геометрической фигура: кирпичик, кубик, брусок – прямоугольник; труба или столбик – цилиндр; крыша – треугольная призма; пластина, арка.

      Ребенок 3 года жизни способен не только находить и называть строительный материал, но и различать и называть его детали: сторона, грань, ребро, торец, скат, бок (у кубика). Знать, как можно ставить детали: плашмя, на основание, на бок, на скат (призму). Действия с деталями конструктора: прикладывать, приставлять, накладывать, втыкать, рвать, мять, отрывать, комкать, прорезать, отрезать, резать.

      В это возрасте не обязательно, чтобы ребенок называл все детали, главное, чтобы он:

  • Соотносил название с самой деталью:
  • Находил ее по просьбе взрослого;
  • Выполнял с ней различные конструктивные действия.

      Ребенок в этом возрасте должен дифференцировать также и размер строительных деталей: маленькая, большая, средняя (2года 6месяцев); высокая - низкая, широкая - узкая, короткая – длинная (2года 6 месяцев – 3 года). Самым важным достижением ребенка 3 года жизни можно считать формирование целенаправленной деятельности – манипулирование становится созидательным.

       Необходимо помнить, что постановка цели у взрослого и ребенка раннего возраста различна. Взрослый сначала ставит перед собой определенную цель, а результат появляется в процессе ее достижения. Ребенок должен научиться сам ставить перед собой цель и предвидеть результат, который должен получиться после ее достижения. Ребенок учится подбирать детали конструктора (или строительного материала), необходимые ему для постройки задуманного.

     На этом этапе формирования целенаправленного конструирования не требуйте от ребенка точного соответствия созданной им постройки задуманному.

     Следует учитывать разницу в конструировании двухлетнего и трехлетнего ребенка. У 2 летнего ребенка при «строительстве» нет определенной созидательной цели. В результате получается нечто. Трехлетний ребенок создает постройку по образу, который он держит в голове 9целенаправленно реализует цель и получает определенный результат). Для реализации поставленной цели необходимо проводить специальную работу по формированию у ребенка умений и навыков, необходимых для определенных построек:

  • Выполняйте постройки на виду у ребенка (дайте четкий образец);
  • Четко ставьте цель;
  • Сопровождайте свои действия подробным объяснением того, что вы делаете;
  • Называйте то, что получилось в результате постройки;
  • Обыгрывайте полученную постройку;
  • Предлагайте ребенку другие варианты построек.

На 3 году жизни у ребенка появляется воображение. Воображение ребенка намного беднее воображения взрослого человека, но ребенок больше воображает, чем взрослый человек. Поэтому ребенок  начинает чаще использовать в игре предметы-заменители (кубик – это мыло, палочка – ложка). Развитие воображения способствует формированию познавательной деятельности, освоению ребенком окружающего мира, оно позволяет выйти за пределы личного опыта. В процессе развития речи у ребенка развивается мышление. Продолжается дальнейшее сенсорное развитие. Ребенок учится: сравнивать свойства предметов; различать и называть цвет, форму, размер предметов (деталей строительного материала);  учитывать расположение предметов в пространстве.

    Помните о том, что тяга к знаниям ребенка в крови. Он по природе является учеником. Ваша задача – помочь ребенку развить это драгоценное качество. Помните о том, что игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

  • Мелкую моторику;
  • Пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;
  • Воображение; творческие способности;
  • Узнать много нового;
  • Совершенствовать элементарные технические умения;
  • Активизировать словарь.

Конструирование в детском саду