консультация сенсорное воспитание в повседневной жизни детей
статья (младшая группа) на тему

Чигорева Людмила Владимировна

сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает,  прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, жизни, с миром вещей,  созданнных руками человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_v_povsednevnoy_zhizni.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

             Консультация для родителей.

            Сенсорное воспитание детей

                  в повседневной    жизни.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведёт к формированию миропонимания, всё более осознанного отношения к явлениям окружающего.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из н6их более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до известного времени.

Анализ, вычленение отдельных свойств, определение и называние их осуществляются на основе целостного восприятия и эмоционального отношения к явлению.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Очень существенно создавать настроение, которое делает детей более восприимчивыми, воздействовать на сознание через чувства, вызываемые получаемыми впечатлениями.

Сенсорное воспитание на занятиях является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.

Таким образом, продуктивная деятельность может быть организована по- разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, конструирования, но их общее развитие при этом остаётся фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, боле гибкими, широкими, творческими.

Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам  умственного воспитания.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, на развитие фонематического слуха («Эхо», «Телефон») .

Задачи и содержание сенсорного воспитания в такого рода самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в соответствующей деятельности на занятиях. Воспитательно-образовательные функции, естественно, меняются: первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использование полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.

Как и в воспитательно-образовательной работе на занятиях, основными условиями правильного руководства дидактическими играми и упражнениями в течении всего дня являются следующие: знание педагогом общих и конкретных задач сенсорного воспитания; использование разных видов игр и упражнений с целью осуществления многообразных задач; подбор и педагогическая обработка дидактических игр и пособий, необходимых в данный момент; обучение детей самостоятельному использованию нужных дидактических игр и материалов; систематическая помощь и контроль педагога за играми и упражнениями в зависимости от возможностей детей; эпизодическая организация педагогом игр и упражнений со всей группой, группками, с отдельными детьми.

Вместе с тем руководство играми и упражнениями вне занятия имеет свои особенности, осуществляется в специфических условиях. Прежде всего педагог в повседневной жизни не может ограничиться узким программным содержанием, организовать деятельность всех детей в одном направлении, а должен всегда иметь широкую ориентировку в общих и более конкретных целях, как для всей группы, так и для отдельных детей, исходить из многообразия потребностей и интересов, взаимоотношений детей в каждый момент жизни группы. Всё это требует педагогической чуткости, большого такта.

Каждый вид дидактических игр и материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определённого возраста. В младшей группе, например, более подходящими, обеспечивающими относительную самостоятельность детей, являются игры и упражнения с дидактическими, обучающими игрушками и материалами в виде различных вкладышей и сборно - разборных игрушек (матрёшки, грибочки, башенки). Игровое и обучающее начало  заложено в их особой конструкции: собирая красивую игрушку путём разнообразных действий (складывания, нанизывания на стержень, выкладывания, дети, видя сами правильность (получается игрушка) и неправильность действий (детали не подходят, не входят одна в другую, предмет не собирается и ошибка наглядна). Стремление получить желаемый результат заставляет детей действовать снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по цвету, величине. Решение задачи для малыша облегчается тем, что в каждой игрушке выделены, подчёркнуты лишь одно- два свойства (например, в матрёшке, башенке – величина) .

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства – цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Важным условием осуществления задач сенсорного воспитания является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры.

Таким образом, основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года (из опыта работы)адрес ссылки: http://nsportal.ru/sites/default/files/013/2/sensornoe_vospitanie_v_povsednevnoy_zhiz...

Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"

СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»           МБДОУ Д/САД №22ВО...

Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, , из которой он ест, постельные и туа...

Консультация. Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека...

Консультация "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста"

      Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенс...