ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация (подготовительная группа) на тему

Прохорова Мария Николаевна

Кажется, что совсем недавно были волнения, сомнения, первые радости и огорчения, связанные с началом детсадовского периода. «Как привыкнет дочка?», «Чем сын будет заниматься в детском саду? », «Как будет кушать?», «С кем подружится?», «Как сложатся отношения с воспитателями?»…И вот последний год в детском саду, подготовительная группа! И по его окончании снова будут вопросы, сомнения, переживания. Но, возможно, некоторых из них можно избежать, найдя ответы и решения уже сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья воспитателя ГБОУ школа № 1392 дошкольное отделение, г. Москва

Прохоровой Марии Николаевны

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кажется, что совсем недавно были волнения, сомнения, первые радости и огорчения, связанные с началом детсадовского периода. «Как привыкнет дочка?», «Чем сын будет заниматься в детском саду? », «Как будет кушать?», «С кем подружится?», «Как сложатся отношения с воспитателями?»…И вот последний год в детском саду, подготовительная группа! И по его окончании снова будут вопросы, сомнения, переживания. Но, возможно, некоторых из них можно избежать, найдя ответы и решения уже сейчас.

Сегодня существует грустная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растёт. Почему? Одни дети видят отрицательный опыт своих братьев и сестёр-школьников. Другим так надоело ежедневно вставать в детский сад, что это чувство они переносят на школу. А есть малыши, которые оказываются  просто не готовы к школе, потому что ещё «не наигрались», у таких детей не выработана «произвольность»- то есть способность действовать по образцу в соответствии с принятыми правилами. Зачастую у первоклашек преобладают игровые мотивы (они приносят игрушки в школу, не могут ограничить свои желания). Можно сказать, что такие дети психологически не готовы к обучению в школе.

Так что же такое общая (или комплексная) готовность к школе?

Общая готовность к школе включает в себя определённый уровень физиологической зрелости и психологическую готовность

 На период старшего дошкольного возраста приходится первое физиологическое «вытяжение». Когда бурный рост костей опережает развитие мышечной системы, и ребёнок зачастую испытывает боли в конечностях. Оказавшись за школьной партой дошкольник, не достигший возрастной физиологической зрелости, то есть проявляющий вышесказанные симптомы, быстро утомляется, его внимание истощается, информация плохо усваивается, а высокая двигательная активность мешает ребёнку сохранять необходимую рабочую позу.

Психологическая готовность специалисты определяют её как определённый уровень психического развития, который позволяет ребёнку овладеть школьной программой в коллективе сверстников в условиях новой для ребёнка учебной деятельности.

В свою очередь психологическая готовность включает в себя интеллектуальную готовность, социальную готовность, личностную (мотивационная и эмоциональная) готовность. Интеллектуальная готовность- это наличие у ребёнка запаса конкретных знаний, умение обобщать, сравнивать, анализировать на простом уровне; развитая мелкая моторика рук. Социальная готовность – сформированные качества, благодаря которым ребёнок может общаться со взрослыми и сверстниками в новых условиях. Личностная готовность – желание ребёнка принять новую социальную роль школьника и возможность получить новые знания, а не только внешнюю атрибутику (форма, рюкзак, учебники и т.д.). А также достаточный уровень развития произвольности поведения – умение управлять своим поведением, действовать по заданному образцу. Иными словами, малыш должен хотеть учиться, но кроме того, хорошо себе представлять для чего же всё-таки существует школа и нужны знания.

И тут родителям необходимо задуматься о том,  как  замотивировать, подготовить  своего ребёнка.

Вот несколько советов:

  1. Предоставляйте ребёнку больше самостоятельности в его поисково-познавательной деятельности, пусть он делает «открытия» сам.
  2. Старайтесь наглядными жизненными примерами показывать необходимость каждого знания.
  3. Связывайте новые знания с уже приобретёнными и усвоенными.
  4. Если ребёнку предстоит выполнять какие-либо задания, проявите и Вы к нему интерес.
  5. Обязательно отмечайте успехи и достижения Вашего ребёнка, не преувеличивая и не занижая их значимость.
  6. Никогда и ни при каких условиях не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.

Психологи отмечают, что одна  из первых опасностей, которые могут подстерегать первоклашку в школе – это восприятие его учителем как одного из многих. Для малыша такое растворение в коллективе может обернуться серьёзным ударом по самолюбию, и, как следствие может снизиться самооценка. Готовьте своего ребёнка примерами, рассказами, чтобы, с приходом в1 класс даже самое мелкое происшествие не обернулось неуверенностью в себе.

Вообще  дошкольникам свойственна завышенная самооценка, такова специфика детского самосознания. Если низкая самооценка сформирована уже в дошкольном возрасте, то это может стать причиной неуспеваемости, отказом от любой, в том числе и учебной деятельности. Родителям необходимо знать, что заниженная и неустойчивая самооценка дошкольника – это дефицит поддержки, любви и внимания со стороны взрослых, а также следствие недовольства, критики, наказаний.

А теперь попробуйте сами определить, готов ли Ваш ребёнок к школьной жизни. Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

1.Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

2.Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3.Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься  каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии посторонних взрослых нисколько не стесняется?

5.Умеет ли Ваш ребёнок составить рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6.Может ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

8.Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или целыми словами?

9.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

10.Любит ли ребёнок рисовать или раскрашивать картинки ?

11.Может ли Ваш ребёнок пользоваться клеем и ножницами?

12.Может ли ребёнок собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

13.Знает ли Ваш ребёнок названия диких и домашних животных?

14.Может ли ребёнок обобщать понятия(например, назвать словом «овощи» помидор, лук, морковь, капусту)?

15.Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику?

16.Может ли ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Теперь посчитайте результаты.

Если у Вас 13-16 ответов «да», то можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно занимались с ребёнком, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимы.

8-12 ответов «да»- Вы на правильном пути, ребёнок уже многому научился, но в скором времени у него могут начаться трудности. Содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицательно, подскажет, в каком направлении стоит прилагать усилия.

7 и менее ответов «да»- как ни печально, но ребёнок к школе не готов, он просто не сможет успевать за требованиями программы, а значит будет испытывать нервные нагрузки.

В любом случае, Вы понимаете, что ребёнок не рождается первоклассником, с ним надо заниматься, готовить к непростой школьной жизни. В конце концов, способности всегда поддаются упражнению.

И ещё, дорогие мамы и папы, Вы должны быть готовы к тому, что Ваш авторитет в глазах ребёнка неизбежно будет потеснён авторитетом первого учителя. Примите это, потому что если ребёнок хоть на немного усомнится в своём кумире-первом учителе, он усомнится и в достоверности того, о чём говорит учитель. В результате интерес к учёбе будет потерян.

Школа-это не только учёба, школа- это ещё и генеральная репетиция взрослой жизни, с которой малышу придётся справляться самому. Помогайте ему, поддерживайте во всём!

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка?

Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи?Чему необходимо научить ребенка?...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Комплекс занятий к формированию психологической готовности к школьному обучению и развитию познавательных интересов дошкольников

Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, ...