«Значение подвижных игр как одно из средств всестороннего воспитания ребёнка»
консультация (младшая группа) на тему

Демидова Валентина Ивановна

Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребёнка, а подвижная игра с многообразными моментами весёлой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций            заключается великая воспитательная сила. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Значение подвижных игр как одно из средств всестороннего воспитания ребёнка»

Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребёнка, а подвижная игра с многообразными моментами весёлой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций        заключается великая воспитательная сила.

Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает. Есть масса игр, которые физически укрепляют меткость глаза, развивают ловкость, силу, умение попадать в цель.

Важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематически, содержания и в соответствии с этим отбора для детей.

Любая игра – творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная представляет собой своеобразные средства познания ребёнком окружающего мира.

В содержании подвижных игр заключено много познавательно материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. Чтобы окружающий мир был воспринят ребёнком правильно, необходимы, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально даются педагогом при объяснении игры.

Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси - лебеди») и т.д.

При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, его мышлению, ориентировок («Перебежки» «Палочка - выручалочка», «Школа мяча».) и т.д.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность, детей, их поведение, взаимоотношение, содействуют воспитанию морально – волевых качеств. Не осознавая ещё правила игры, как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры, (зайки боятся медведя), а с другой – в силу вырабатывающегося рефлекса на определенный сигнал.

Решающее значение для осознания и обязательного выполнения правил каждым ребенком имеют требования взрослого.

Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к всё более точному выполнению игровых действий и правил. Таким образом, под руководством воспитателя систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, самообладания, настойчивости, воли.

Умение ориентироваться в окружающих игровых условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи. («Через обруч к флагу» «Волк во рву» «Смелые ребята») и т.д.

Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребёнка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве. Таким образом в процессе игры ребёнок действительно упражняется в проявлении важных для жизни моральных и волевых качеств.

Правила играют важную роль в формировании необходимых нравственных черт характера ребёнка, его общественного поведения в коллективе, выражающегося во взаимоотношениях с детьми.

В младших группах правила воспринимаются детьми, как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по ходу его развития (зайки убегают кусты, только после появления медведя, воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль.) Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий с опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учёта времени выполнения действий.

Очень важной является ориентировка ребёнка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети старших групп успешно овладевают этим навыком («Ловишки» «Хитрая лиса» «Догонялки» и др.)

В подвижной игре ребёнок упражняется в определении близости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а также пространственно – слуховая ориентация («Далеко - близко», «То тут, то там» «Жмурка с колокольчиком») и т.д.

В программе указаны игры, уточняющие понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади, посредине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга и т.д. («Быстро шагай» «Плетень» «Перебежки» «Через обруч к флажку» «Коршун и наседка» «Прокати мяч между кеглями»).

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий – сначала, затем, после этого, перед этим, всё временно и т.п., в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, например: «Пока я считаю до пяти, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь узор» «Кто скорей построится на три удара в бубен,» и др.

Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Опыт показывает, что дети пяти, шести лет могут при соответствующем руководстве придумывать варианты знакомой им  игры, усложнить её содержание, дополнить правила.

Эстетическая характеристика игр, особенно народных обогащается игровыми  зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической чёткости, а в считалках – характерного скандирования.

Исключительно эстетическое воздействие на ребёнка оказывает музыка, она воодушевляет детей, объединяет их общим настроем, придаёт эстетический характер движениям. Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать её эстетически – воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений, в противном случае могут разрушиться образовавшиеся у них навыки.

При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте движений, обращать внимание на детей, движения которых наиболее пластичны, соответствуют образу, напоминать о том, что зайчики например прыгают легко, а кошка ходит мягко, поощрять наиболее удачные попытки передать образ.

Таким образом, использование всего богатства эмоционально – оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Статья "Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка"

В статье описано значение подвижных игр для всестороннего развития ребёнка....

Презентация "Организация летних тематических недель как одно из средств всестороннего развития в ДОУ"

Все вы знаете, что в  летний период дети много времени проводят на улице. Поэтому мы так организовываем их пребывание в ДОУ, что каждый день приносит им  что-то новое, наполня...

Материал к презентации "Организация летних тематических недель как одно из средств всестороннего развития в ДОУ"

Материал для презентации к августовской конференции "Организация летних тематических недель как одно из средств всестороннего развития в ДОУ"...

Презентация на тему "Игровая мотивация как одно из средств всестороннего развития дошкольников".

Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться в...

Консультация для родителей "Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности ребёнка"

Для того, чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, другими жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить. В этой связи роль и значение дидактических (обучающих) игр в восп...

Сообщение по теме «Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка»

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка....