Учим буквы по методике Льва Николаевича Толстого
консультация (средняя группа) на тему

Царева Лилия Николаевна

В основе методики лежит складовое чтение. Обучение чтению проходит через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_bukvy_po_metodike_lva_tolstogo.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учим буквы по методике Льва Толстого.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, создатель не только талантливых произведений, но и «Азбуки» для детей.

Его «авторский» метод обучения чтению — результат многолетней педагогической практики. В основе методики лежит складовое чтение. Л. Н. Толстой полагал, что сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Используя скороговорки, считалки и потешки, он учил раскладывать слова на звуки, тренируя звуковое восприятие и произношение ещё до изучения букв.
Исходя из этой методики, можно сказать, что чтению малыша можно обучать с года, через игру. Для начала на стену можно повесить плакат-азбуку с яркими картинками.

Ваша задача просто назвать букву, на которую указывает ребёнок, а не стараться многократно повторять её, чтобы ребёнок быстрее запомнил. Затем вы уже можете организовывать занятия с магнитной азбукой, кубиками с буквами, карточками с буквами.

Просите ребёнка дать вам карточку или кубик, где изображена та или иная буква. Затем предлагайте ребёнку искать знакомые буквы в книжных заголовках, на уличных рекламных щитах и вывесках. Придумывайте игры с буквами. Предложите ребёнку из спичек сложить букву «Н», а потом переложите спичку так, чтобы получилась буква «П» и так далее.

Очень полезным для запоминания букв является выкладывание их из мозаики, пуговиц, горошин, камушков, можно лепить буквы из пластилиновых колбасок. Это полезно и для развития мелкой моторики, и увлекательное занятие по изучению букв.

Оригинальный способ запоминания букв – сделать карточки с «тело-буквами».
Как только ребёнок усвоит алфавит, приступайте к складыванию слогов. Но для успешного освоения обучайте ребёнка произносить звуки, а не согласные буквы.
Произносите буквы так: «Б», а не «БЭ», «Л», а не «ЭЛЬ», «Х» а не «ХА». Это нужно для того, чтобы произношение слогов было более естественным, чтобы ребёнок не путал впоследствии название слов при чтении, например, вместо «КРОТ» — «КАЭРОТЭ».
Начинаем складывать слоги из двух букв. Лев Толстой предложил складывать слоги на каждую букву алфавита, например: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Четко проговаривайте слоги, медленно внятно артикулируйте, водите пальцем вдоль написанного слога.

Для успешного обучения играйте с ребёнком в следующую игру. Для этого используйте крышечки из-под детского питания или любые другие. Изнутри присоедините буквы из магнитной азбуки или смастерите буквы из картона.
Переворачиваем каждую крышку и просим ребёнка найти ту или иную букву. Ребёнок поднимает крышки, ищет, под которой из них спряталась заданная вами буква. Обязательно озвучивайте найденную ребёнком букву: «А это что за буква? Если ребёнок отвечает верно, то хвалите обязательно, но просите найти именно заданную букву. Следующим этапом игры будет составление слогов. Обязательно ритмично проговаривайте их вместе с ребёнком.

В дальнейшем от двухбуквенных слогов переходите к трёхбуквенным: «ГОР», «БОР», «РОТ», «КОМ». В начале процесса обучения чтению ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также буквы „й“, „ь“, „ъ“. От слогов из трёх букв переходите к четырехбуквенным слогам: «ГОРА», «НОРА», «МАМА», «ПАПА».
Следующим этапом обучения будет сложение слов из слогов и разбивание слов на слоги. Здесь уже можно активно использовать азбуки, буквари для чтения по слогам. Если ребёнок уже хорошо усвоил складывание слов из слогов, то задание можно усложнить, демонстрируя ребёнку то, что при замене в слове одной буквы получается новое слово: «СТО-Л – СТОГ», «МАЙКА – ЧАЙКА».
Покажите ребенку, что, заменив в слове всего лишь одну букву, оно превращается в новое слово: «СТОЛ-СТОГ-СТОП», «МАЙКА-ЧАЙКА-ГАЙКА», «МИШКА-МИСКА».

При использовании такие методов ваши занятия вместе с ребёнком станут полезными и увлекательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Лев Николаевич Толстой

Презентация к тематическому занятию в подготовительной группе....

Конспект НОД в подготовительной «А» группе (ТНР) по «Речевому развитию» (чтение художественной литературы) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок» Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна

В ходе этого занятия дети знакомятся с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого, совершенствуют свои умения вести беседу по содержанию литературного произведения. Дети учатся осмысливать и оценива...

В гостях у Льва Николаевича Толстого

День рождения Л.Н. Толстого.Цель:  Познакомить детей с творчеством известного  писателя Льва Николаевича Толстого, расширять знания о жизни и творчестве писателя.Учить осмысливать и оцениват...

(чтение художественной литературы в подготовительной группе) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок»

(чтение художественной литературы в подготовительной группе)Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстогои его рассказом «Прыжок»Воспитатель: Ворошилова Любовь ВладимировнаЗадачи:обра...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок»

Конспект ООДпо «Речевому развитию» (чтение художественной литературы) в подготовительной группе на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его расск...

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...

Стихи для детей Льва Николаевича Толстого

стихотворения для детей Льва Николаевича Толстого...