Развитие логического мышления у старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Царук Екатерина Васильевна

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Подготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работаю второй год с детьми подготовительной группы. Необходимым условием для развития полноценной личности ребенка, является развитие его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.

Известно, что любая математическая задача на смекалку, для какого-либо возраста она не предназначалась, несет в себе определенную, умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными…

Я перебрала множество литературы, предлагающего многообразие логического материала, игр, задач, головоломок, что привело к необходимости их классификации, хотя достаточно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.

Все эти группы преследуют одну и туже цель: развитие логического мышления. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Я задумалась над следующими вопросами: Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство столь сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка?

Чтобы разобраться в этих вопросах я обратилась к программе «Истоки». В ней особая роль отводится личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком – «штучном» отношении к ребенку и его развитию. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческим способностям детей. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующих дидактических принципах:

Принцип психологической комфортности: создавать образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности: вводить новые задания не в готовом виде, а через самостоятельное творчество.

Принцип минимакса: обеспечивать возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своими темпами.

Принцип целостного представления о мире: раскрывать взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности: формировать у детей умение осуществлять собственный выбор и предоставлять им систематически возможность выбора.

Принцип творчества: сориентировать процесс обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности: обеспечивать преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого решения, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Чтобы окончательно определить задачи, средства и пути их решения я исследовала уровень развития словесно-логического мышления с помощью следующих тестов: «Последовательные картинки», «Исключение четвертого», «Невербальная классификация».

 

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Подготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работаю второй год с детьми подготовительной группы. Необходимым условием для развития полноценной личности ребенка, является развитие его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.

Известно, что любая математическая задача на смекалку, для какого-либо возраста она не предназначалась, несет в себе определенную, умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными…

Я перебрала множество литературы, предлагающего многообразие логического материала, игр, задач, головоломок, что привело к необходимости их классификации, хотя достаточно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.

Все эти группы преследуют одну и туже цель: развитие логического мышления. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Я задумалась над следующими вопросами: Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство столь сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка?

Чтобы разобраться в этих вопросах я обратилась к программе «Истоки». В ней особая роль отводится личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком – «штучном» отношении к ребенку и его развитию. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческим способностям детей. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующих дидактических принципах:

Принцип психологической комфортности: создавать образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности: вводить новые задания не в готовом виде, а через самостоятельное творчество.

Принцип минимакса: обеспечивать возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своими темпами.

Принцип целостного представления о мире: раскрывать взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности: формировать у детей умение осуществлять собственный выбор и предоставлять им систематически возможность выбора.

Принцип творчества: сориентировать процесс обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности: обеспечивать преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого решения, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Чтобы окончательно определить задачи, средства и пути их решения я исследовала уровень развития словесно-логического мышления с помощью следующих тестов: «Последовательные картинки», «Исключение четвертого», «Невербальная классификация».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Подготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работаю второй год с детьми подготовительной группы. Необходимым условием для развития полноценной личности ребенка, является развитие его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.

Известно, что любая математическая задача на смекалку, для какого-либо возраста она не предназначалась, несет в себе определенную, умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными…

Я перебрала множество литературы, предлагающего многообразие логического материала, игр, задач, головоломок, что привело к необходимости их классификации, хотя достаточно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.

Все эти группы преследуют одну и туже цель: развитие логического мышления. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Я задумалась над следующими вопросами: Какие это мыслительные умения? С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство столь сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка?

Чтобы разобраться в этих вопросах я обратилась к программе «Истоки». В ней особая роль отводится личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком – «штучном» отношении к ребенку и его развитию. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческим способностям детей. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующих дидактических принципах:

Принцип психологической комфортности: создавать образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности: вводить новые задания не в готовом виде, а через самостоятельное творчество.

Принцип минимакса: обеспечивать возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своими темпами.

Принцип целостного представления о мире: раскрывать взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности: формировать у детей умение осуществлять собственный выбор и предоставлять им систематически возможность выбора.

Принцип творчества: сориентировать процесс обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности6 обеспечивать преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого решения, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Чтобы окончательно определить задачи, средства и пути их решения я исследовала уровень развития словесно-логического мышления с помощью следующих тестов: «Последовательные картинки», «Исключение четвертого», «Невербальная классификация».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая математика»

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая  математика»Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие  и формирован...

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...