Дошкольное детство – время играть. Консультация для родителей
консультация на тему

Толкачева Елена Трофимовна

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – время играть.

Консультация для родителей

Интерес малыша ко всему «взрослому», «настоящему» огромен. В прошлые времена ребёнок рано начинал трудовую жизнь. В наше время усложнился труд, требования современных орудий и предметов труда к уровню психических и физических способностей человека сильно возросли. Но ребёнку так хочется принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей: пусть не по-настоящему, пусть «понарошке», хотя бы в игре стать взрослым. Весь знакомый ребёнку мир отражается в его игре. Игра – модель реальной жизни, она отражает реальность взаимоотношений людей, но в то же время полна чудес, волшебных превращений. Фантазия малыша оживляет, одушевляет всё, даже неживые предметы. Ребёнок играет и берёт не только роли людей, животных, даже автомобиль, ветер – всё достойно перевоплощения, во всё ребёнок может вдохнуть душу, жизнь. Воображение ребёнка не только копирует, воспроизводит увиденное, но и создаёт, преображает, творит. Разыгравшийся, возбуждённый, ребёнок часто не хочет выходить из игры, с трудом возвращается в обыденную реальность.

Некоторые родители считают, что нужно как можно раньше начать обучение ребёнка. Главной целью родителей становится «подготовить ребёнка к школе» – научить считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Но принудительные учебные занятия с детьми дошкольного возраста вызывают у детей нежелание учиться. Ребёнок не хочет в школу, теряет интерес к учёбе, становится пассивным. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года. Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми штампами. Поэтому, дошкольное воспитание не должно превращаться в низшую ступень школьного обучения.  

Дошкольный возраст – справедливо называют возрастом игры. Сколько времени следует предоставить ребёнку для игры? Многие, относясь к игре как к бесцельной забаве, как к отдыху, развлечению, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлекать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, счёту, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.

Однако при этом многие забывают, что если ребёнок не научился играть, общаться в игре, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьёзной» деятельности. Игра – это особая школа, необходимая для нормального развития ребёнка. Это, пожалуй, самое серьёзное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Играя, ребёнок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. В свободной игре дети приобретают способность к целенаправленному произвольному поведению, регулируемому осознанной целью, самостоятельно учатся сдерживать свои непосредственные желания, контролировать свои действия. Все эти психологические качества берут своё начало в детской игре и будут необходимы ребёнку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, творчестве. Каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Обыгрывая какие-то сюжеты, ребёнок берёт на себя роль и таким способом осознаёт смысл реальных повседневных событий, он создаёт воображаемую игровую ситуацию. Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и от повторения последовательности действий игры переходят к воспроизведению смысла позиции взрослого. Например, в игре «Дочки-матери», «Путешествие на корабле», «Защитники Родины» и т. д.

Игра ставит задачу на переименование предметов, выбор заместителей – так формируется способность к мышлению, так развиваются предпосылки сознательного запоминания и припоминания. Регулятором переименования предметов, замещения, а значит, и воображения становится реальность, требование выполнения игрового действия. Именно поэтому игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определённого результата. Если ребёнок хорошо играет, значит, он учится мыслить и действовать, значит, он не будет бесплодным фантазёром, способным лишь к умственному созерцанию.

Можно прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш увлечённо и подолгу играет, вы можете быть спокойны: малыш развивается правильно!

Но мы замечаем, что дети стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Почему же дошкольники не умеют и не хотят играть? Потому что игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. 

Какие же необыкновенно важные возможности теряют дети в дошкольном детстве, если взрослые начинают их принудительно учить? Если исчезает игра в дошкольном возрасте – это весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, развивается целеустремлённость и воля. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, хотеть действовать правильно.

Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, догонялки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения, а ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в созидателя своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-7 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность поведения в игре – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. Мы считаем, что необходимо сохранить ребёнку детство, а значит –  сохранить ребёнку игру. Ребёнок готов к школе, если к семи годам обладает самостоятельностью, любознательностью, способностью решать и думать, не пасовать и не ждать указаний взрослого.

Взрослые, создавайте условия для возникновения индивидуальной и коллективной игры, играйте с детьми. Играя, ребёнок полноценно развивается, чтобы в дальнейшем успешно учиться и жить!

Толкачева Е.Т.



Предварительный просмотр:

Не давайте ребенку скучать!

Консультация для родителей о том, как оборудовать в доме место для игр

     В каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и духовных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного в детстве заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Конвенция о правах ребенка определяет:  «Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг» (ст. 31).

     Нам не дано предугадать, кем станет ребенок, когда вырастет. Но родители должны создать все условия для развития его личности, творческих способностей, самостоятельности. Казалось бы, если у ребенка есть комната, свой столик, полочки, игрушки, что еще нужно? Нужен творческий уголок – место, где ребенок каждый день что-то открывает: рисует, лепит, играет, а родители поддерживают его, помогают ему становиться любознательным и уверенным в себе человеком. В творческом уголке должна быть полка для книг, природных материалов, рукоделия и т.п. Прикрепляйте на стену его рисунки, выставляйте на видное место поделки. Творчество надо поощрять! Когда ребенок знает, что его труд (и творчество) ценят взрослые, он охотно будет заниматься и создавать свои маленькие шедевры.

    Каждый человек (даже совсем маленький) нуждается в личном неприкосновенном пространстве, где он – полный хозяин, где его никто не тревожит. Ребенок быстро поймет и научится уходить сюда поразмышлять, расслабиться, заняться тем, к чему лежит душа. Взрослые должны уважать его личное пространство, давать наводить тот порядок, который устраивает его самого.

    На стене по росту ребенка  прикрепите несколько крючков. Здесь можно развесить маски и костюмы для волшебных превращений (театрализации), атрибуты для ролевых игр: повязку с красным крестом для врача, фартук для повара, капитанскую фуражку, микрофон юных артистов. В ролевой игре ребенок принимает разные роли, проигрывает жизненные ситуации, отрабатывает всевозможные навыки. Пословица учит: не мешайте девочке, которая играет с куклой, в этой девочке рождается мать. С развитием общества детей отстранили от взрослого труда, игра удовлетворяет потребность ребенка в приобщении к жизни взрослых. Возникает игра именно потому, что малыш стремится к труду, из трудовой сферы черпает сюжеты для игры. Игра не только развивает психику, личность ребенка – она готовит его к труду. Даже труд дошкольника своего рода «игра». Организация посильного домашнего труда-игры требует от родителей терпения и самоотдачи, но даст ребенку много радости, сделает его смышленее, разовьет самостоятельность.

     Если ребенок не научится играть, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и во взрослой деятельности. Игра – это самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. В игре малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Все это берет начало в игре и  потребуется в обучении, общении, творчестве. Не случайно говорят, каков ребенок в игре, таков в значительной степени он будет и в жизни. Если ребенок хорошо играет, значит, он учится мыслить и действовать, происходит самовоспитание ребенка. Если ваш малыш увлеченно и подолгу играет, вы можете быть спокойны: малыш развивается правильно! Не жалейте времени  на совместные с ребенком игры и занятия, особенно тогда, когда необходимо помочь ему в реализации его замысла. В такие моменты в вашем ребенке рождается Творец, помогите его рождению!

     Игра – мир ребенка, а игрушки – кирпичики этого мира. В творческом уголке должно быть место для вещей, которые нравятся ребенку: шнурочки, баночки, камешки, брусочки, коробочки, детали конструктора. Ребенок 4-5 лет из старых деталей может создать изумительные предметы. Поощряйте такое творчество: ребенок учится самостоятельно мыслить и творить! Много ли нужно ребенку игрушек? Мало! И много, много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви. Будьте оптимистичны! Если ребенок воспитывается в атмосфере жизнерадостности и бодрости, ему не только не бывает скучно, но он растет более здоровым в психическом отношении, более жизнестойким и сильным. Скука – это внутренняя слабость, пассивность личности, вялость характера. Не давайте ребенку скучать!

Место в доме, где ребенку всегда интересно

Творческий уголок – личное пространство ребенка. Вы оформляете, подсказываете и направляете (не навязывая!), а как играть и во что – он решает сам. Чтобы творческий уголок был не декоративным элементом интерьера, а функциональным, придерживайтесь правил:

  • оформляя уголок, обязательно учитывайте возраст ребенка;
  • не перегружайте это пространство играми и игрушками;
  • время от времени убирайте лишнее (то, что уже не интересует ребенка) и добавляйте что-то новое;
  • здесь должны находиться вещи и предметы для разного типа занятий и видов деятельности;
  • хорошо, если содержимое уголка будет шире, чем интересы вашего ребенка в данный момент;
  • стоит поместить в уголке предметы и 2-3 игры «с опережением» (малыш до них пока «не дорос», но уже стремится разобраться и освоить);если вам что-то не нравится или вы считаете, что ваш ребенок делает не то и не так, не говорите: «Так нельзя», а покажите, как сделать правильно.

Толкачева Е. Т., воспитатель



Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка», г. Абакан

Сценарий  КВН

Тема: «Береги природу»

(Для детей подготовительной к школе группы)

Составила: воспитатель Толкачева Е. Т.                                   

        КВН «Береги природу» способствует интеллектуальному развитию детей, так как требует воспроизведения представлений о фактах природы, о закономерностях, известных детям. Радость и удовлетворение от правильно выполненного задания пробуждают любознательность, интерес к природе. Конкурсы, составленные на местном материале, способствуют активизации детей и более глубокому знакомству с проблемой охраны природы в Республике Хакасия.

        Программа КВН.

1. Ведущий  представляет команды (названия и девизы команды придумывают заранее).

2. Приветственное слово команд.                                                       1-5 баллов

3. Разминка капитанов.                                                                    

4. Конкурс команд «Экспедиция в заповедник «Хакасский».        

5. Конкурс «Угадай, кто это?» ( Занесены  в Красную книгу).      

6. Конкурс «Кто быстрее?» Кроссворд.                                            

7. Конкурс «Экологические цепочки в лесу».                                  

8. Конкурс «Правила поведения на природе ».                                                                  

9. Конкурс «Собери из слов пословицу».                                          

10.Конкурс «Чудесный мешочек».                                                    

11.Конкурс болельщиков. Загадки.                                                    

12.Конкурс «Знатоки».

13.Домашнее задание команд. Стихи и песни о природе.                1-5 баллов

14.Подведение итогов КВН, награждение команд.                            

                                                   Ход КВН:

  1. Команды: «Муравьи», «Сибирячки».
  2. Приветствия: «Сибирячкам мы шлем привет!  

                                     Желаем вам больших побед!»

                          «Муравьев мы видеть рады!

                            Их ждут приятные награды»      

             Девиз:  «Муравьи народ рабочий.

                            Хоть и маленькие очень!»

                                       «Не скучать и природу охранять!»  

  1. Разминка капитанов.

1)Куда записывают исчезающие растения и вымирающих животных? (В Красную книгу).

2)Где нельзя вести хозяйственную деятельность: пилить деревья, выпасать скот, охотиться? (В заповеднике).

3)Как называется заповедник в нашей республике? ( «Хакасский»).

4) Семена какого хвойного дерева имеют целебную силу? (Кедр).

5)Какой цветок изображен на гербе города Абакана? (Жарок).

6)Ветви какого дерева изображены на гербе Республики Хакасия? (Береза).

       4. Конкурс команд «Экспедиция в заповедник «Хакасский».

На карте Республики Хакасии «Охрана природы» обозначить фишками 9 участков заповедника «Хакасский», назвать природные зоны, места, в которых они расположены.

5. Конкурс «Угадай, кто это?».

Узнать, угадать по описанию животных, занесенных в Красную книгу, а после показать картинки этих животных: снежный барс, лебедь, филин, горный баран – аргали.  

         6. Конкурс «Кто быстрее?» – кроссворд.                                

м

ё

д

з

а

я

ц

р

ы

с

ь

л

и

с

а

л

о

с

ь

1) Что больше всего любит медведь?

2) На гору бегом, а с горы кувырком.

3) Глаза золотые, уши с кистями. Смотри, берегись!

    Идет на охоту коварная …

4) Неспроста она, плутовка, ловкой хищницей слывет.

    Под огромной старой елкой притаилась: зайца ждет.

5) Горбоносый, длинноногий

     Великан ветвисторогий.

     Ест траву, кустов побеги,

     С ним тягаться трудно в беге…

     Если встретить довелось,

     Знайте, это …

        7. Конкурс « Экологические цепочки в лесу».

Составить и объяснить возникновение пищевых связей в еловом лесу. Привести примеры нарушения цепей питания.  

Картинка

Побеги шишек ели

Картинка

Гусеницы бабочек-

огневок

Картинка

Синицы

Картинка

Ястреб

Картинка

Семя ели

Картинка

Полевка

Картинка

Куница

Картинка

Рысь

          8. Конкурс «Правила поведения в природе».

Поочередно каждая команда озвучивает по одному правилу. Побеждает та команда, которая последняя расскажет правило.

          9. Конкурс «Собери из слов пословицу».

Слова пословицы даются командам на карточках, одновременно начинается конкурс. Пословица: «Лес и вода – родные брат и сестра».

          10. Конкурс «Чудесный мешочек».

В мешочке шишки, семена, плоды различных деревьев: поочередно члены команд на ощупь определяют с какого дерева шишки, семена, плоды.

           11. Конкурс для болельщиков. Загадки.

1) Много рук, одна нога. (Дерево).                                                                                                                             2) Сидит – зеленеет, падает –  желтеет, лежит – почернеет. (Листья).

3) У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту (Сосна).

4)Я от хищников спасаюсь                        

    И бегу в знакомый лог.

    Ноги задние бросаю

    Впереди передних ног. (Заяц)

5) Днем спит, ночью летает и всех пугает. (Сова).

6) Кто в лесу без топоров строит  избу  без углов? (Муравьи).

7) Платье потерялось, а пуговки остались. (Ягоды рябины зимой).

8) Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех).

         12. Конкурс «Знатоки».

1) Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, тополь, рябина)

2) Чем отличаются деревья от кустарников?

3) Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

4) Каковы причины лесных пожаров?

5) Как правильно разжечь костер?

6) Какая охота разрешается в лесу в любое время ? (Фотоохота)

7) Какие съедобные лесные ягоды вы знаете?

8) Какие рыбы водятся в реках и озерах Хакасии?

9) Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая ?

10) Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою на зиму ? (Лиственница)

11) Какую птицу называют лесным доктором ? (Дятла)

12) Как называется дикая свинья ? (Кабан)

13) На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят).

14) Какие птицы зимуют в нашей местности? (Сорока, ворона, воробей, синица и т.д.).                                            

                     13. Домашнее задание для команд. Стихи и песни о природе.                                           Песня о степи.                                                  Жарки        

Здравствуй, степь, напомни мне                Весна одела в дорогой наряд,

О родимой стороне,                                     Горы высокой склоны.

Где в цветах курган,                                    Как будто пламенем горят

Где струится Абакан                                   Везде цветов бутоны.

По раздольной стороне.                              Не зря в народе нарекли

                    В.Кобяков                                 Цветы жарки красой Земли.

                                                                                              Н. Тиников

   Медведь                                                    Волк

Когда зимой в своей берлоге сплю,          Волк зубами щелк да щелк -

Что снится мне – хозяину тайги?              Очень голоден наш волк.

А снится: ягода, которую люблю,            А в деревню идти боится,

Детей купаю посреди реки.                       Он не хочет с людьми мириться.

                       А. Килижеков                                              А. Килижеков

 

Услышу ль сосен шум в полдневный час,              Здравствуй  лес, дремучий лес,

Журчанье струй средь камушков у брода,             Полный сказок и чудес!

О, люди, мыслю я, у всех у нас есть                       Ты о чем шумишь листвою

                Мать одна                                                  Ночью темной, грозовою?

                              По имени природа!                     Что там шепчешь на заре,

У ней для всех хватает доброты.                             Весь в росе, как в серебре?

И мы живем, запечатлев навеки,                             Кто в глуши твоей таится?

В душе её прекрасные черты –                                Что за зверь? Какая птица?

Поля, луга, леса, моря и реки.                                  Все открой, не утаи:

                           С. Викулов                                     Ты же видишь – мы свои!

                                                                                                  С. Погореловский

Дерево, трава, цветок и птица                       Нор звериных, птичьего гнезда

Не всегда умеют защититься,                        Разорять не будем никогда.

Если будут уничтожены они,                        Пусть птенцам и маленьким зверятам

На планете мы останемся одни.                    Хорошо живется с нами рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольный возраст - время играть!

Здесь представлена подборка игр, направленных на развитие речи, мелкой моторики, логического и творческого мышления...

Дошкольный возраст - время играть.

консультация для родителей...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Совместные игры детей и родителей "

Консультация для родителей "Совместные игры детей и родителей ". ...

Дошкольный возраст - время играть

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит...

Дошкольный возраст – время играть

Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым рейтинговым товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных обновок для ...

Дошкольный возраст - время играть.

Дошкольный возраст - время играть....

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру». Консультация для родителей (младшая группа)

Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая  деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно ч...