Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
консультация на тему

Рекомендации по воспитанию ребёнка раннего возраста, способствующих своевременному становлению речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания.

Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живет и развивается.

Мы хотели бы остановиться на рекомендациях по воспитанию ребенка раннего возраста, способствующих своевременному становлению его речи.

 Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи.

Ребенок, лежа в коляске или ползая на полу, не только «разговаривает» сам с собой, словно пробует разные звуки, но и при обращении к нему внимательно глядит на губы взрослого, сосредоточенно слушает, пробует повторять. При этом ребенок в такой совместной деятельности:

•   открывает для себя звучание разных слов;

•   узнает, что каждый предмет имеет не только свое назначение, но и свое название;

•   постепенно научается слушать и понимать речь;

•   понимает, что слова в предложении связаны между собой.

Таким образом, ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, откликается на имя, выполняет простые просьбы: сделай ладушки, помаши ручкой.

Большая часть слов, которые усваивают дети до 3 лет, обозначает предметы и действия. Одновременно совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активная речь ребенка. При этом связь между словом и обозначаемым им предметом или действием возникает только в ситуации общения ребенка и взрослого, в процессе совместной деятельности. Речь взрослого активно включается в усвоение ребенком предметных действий: она привлекает внимание ребенка к предмету, формирует задачу, руководит способами выполнения этой задачи.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка, совместно с ним выполнять предметные действия, учить производить адекватные действия с игрушками. Для этого необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам, действиям взрослого с ними, а также интерес к совместной игре. Детей учат брать, удерживать и перекладывать предметы, катать шарики, машинки, кормить куклу, нанизывать кольца на стержень, открывать и закрывать коробочки и т.д.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что поначалу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Но если мать, хорошо понимая выражение его глаз, его жесты, сейчас же отвечает на них действием, у него тормозится потребность в речевом общении. В такой ситуации необходимо быть максимально терпеливыми в ожидании словесного (или звукового) ответа.

При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Но специальные наблюдения показывают, что правильная организация условий жизни и общения позволяет ускорить ее появление. Так, в исследованиях, проводимых под руководством М.И. Лисиной, доказано: если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослые не проявляют ответной реакции, то он значительно раньше начинает делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. проявляет речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности.

Вызывать речевую активность малыша следует, учитывая его потребности. Для ребенка раннего возраста основная потребность - игра с предметом, игрушками в совместной со взрослым деятельности.

Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. Малыша надо знакомить с частями тела, окружающими предметами и действиям с ними, обучать навыкам самообслуживания и др. При этом следует помнить, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки и потребность к речевому общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

В консультации говорится о том как развивается речь детей....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

консультация для родителей«""Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Речь детей раннего возраста"...