«Чтение художественной литературы для дошколят»
статья (старшая группа) на тему

Рудская Ирина Николаевна

Требования к организации чтения художественной литературы дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_hud._literatury.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение художественной литературы для дошколят»

Воспитатель МАДОУ ЦРР д-с № 14 И.Н. Рудская

«Испокон века книга растит человека» - гласит народная мудрость. Позвольте дать некоторые общие рекомендации по вопросам, касающимся приобщения детей к литературе, воспитания читателя.

Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Кроме того, русская литература всегда была литературой, не только понимающей детскую душу, но и созидающей ее. Основы формирования грамотного читателя должны быть  заложены  в период дошкольного детства, тогда ребенок придет в школу читателем. Необязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение.

Серьезную конкуренцию книге в настоящее время составляет телевидение. К сожалению, мы, родители, зачастую легкомысленно доверяем теленяньке воспитание и образование наших чад. Помимо прочего негатива, здесь есть еще одна опасность: телевидение оперирует готовыми образами, из-за чего не развивается такая важнейшая функция детской психики, как воображение. Психологи называют воображение в детском возрасте паровозиком, который тянет за собой остальные вагончики - психические процессы: память, мышление, речь. С низким уровнем воображения  в дошкольном возрасте связывают последующие школьные проблемы: низкий уровень калиграфии, проблемы с чистописанием. Своевременное приобщение ребенка к книге может снять эти и еще множество других проблем, в частности, такую глобальную, как проблема грамотности.  

Позвольте предложить вам некоторые общие методические

требования к организации чтения художественной литературы дома.

  • Чтение должно быть ежедневным, чтобы создать привычку, ритуал.

  • Время для чтения всегда должно быть одно и то же, продолжительность чтения для старших дошкольников от 15 минут до 25, для младших – от 5 до 15-ти.

  • Чтение должно проходить в непринужденной обстановке: дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно. Не желающие в данный момент слушать чтение должны обязательно соблюдать правило: не мешать.

  • Читая книгу, взрослый выступает как партнер детей по восприятию содержания, те проявляет соответствующие эмоции: удивление, изумление, сострадание: монотонное механическое чтение может отбить у ребенка желание слушать даже самую интересную книгу.

  • Подбирая для ребенка художественные тексты для чтения ребенку следует руководствоваться принципами чередования: чередовать большие литературные произведения для продолжительного чтения и малые – для непродолжительного; целесообразно так же чередовать прозу и стихи.

  • Большие художественные произведения читаются несколько дней подряд(от 2 до 10-12), не делая перерывов, так как дети должны иметь возможность удержать в памяти сюжет книги и «вжиться» в воображаемые события. Ежемесячно можно читать 1-2 больших произведения.

  • Обсуждения произведений должны носить непринужденный характер, обсуждение уместно, если у детей возникают вопросы  непосредственно после чтения.

Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения  с нею и уважения к ней.

Надеюсь, что мы и наши дети опровергнем утверждение, что россияне перестали быть самой читающей нацией, и что культурный багаж наших детей будет составлять не телевизионная окрошка , а сокровища золотого фонда мировой и отечественной художественной литературы.

Уже само регулярное чтение  и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию дает очень много для развития и образования детей, но, кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон для других форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Например:

  • Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А.А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет плавает, другой тонет? Попробуем сами провести эксперимент.

  • Удобно ли измерять удава попугаями? (Г . Остер, «38 попугаев»)

Придумаем свои мерки. А, может, применим подходящие инструменты?

  • На чем только не путешествовал Алеша-Почемучка. (Б. Житков, «Что я видел») Попробуем разобраться в этих видах транспорта. Повод для классификационной работы.

Так же художественные тексты предоставляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

  • Какой он, Слонопотам? - задумался Пятачок. (А.А.  Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

У каждого своя версия – нарисуем или слепим слонопотама

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (меч, шлем), элементы костюмов, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно изготовить макеты Цветочного города, где живет Незнайка, макет Мумми-дола, где живут Мумми-тролли.

Художественные произведения можно использовать для осознания детьми разнообразных конфликтов, возникающих в реальных отношениях со взрослыми и сверстниками. Художественный текст дает возможность увидеть конфликт со стороны и понять, какими способами его можно разрешить. (Рассказы Носова, Осеевой). Практически весь диапазон типичных нравственных ситуаций находит свое отражение в произведениях для детей, их можно обсуждать по мере чтения. Хотелось бы предостеречь от излишней назидательности: воспитательное значение художественной литературы тем и ценно, что мораль преподносится ненавязчиво, обращаясь к чувствам ребенка.

Не забываем о возможностях развития детской речи : это может быть продолжение словесных опытов персонажей: сочиняем стихи вместе с Винни-Пухом и Незнайкой, игры со словом  по аналогии со стихами Маршака, Чуковского, Хармса и др. («Котауси и Мауси», «Глубокоуважаемый вагоноуважаемый» и др.)

Через художественные тексты можно открыть детям возможности построения сюжетов, например, хорошим поводом для игры-придумывания может стать любой увлекший детей сюжет художественного произведения, вызывающий желания продолжить приключения любимых персонажей (Что могло произойти со Снусмумриком, когда он покинул Муми-дол, что было дальше с Незнайкой и др.

Данные рекомендации , как вы уже поняли, относились к родителям детей старшего дошкольного возраста.

Родителям младших дошкольников можно порекомендовать читать малышу с раннего возраста потешки, прибаутки, колыбельные: делайте это эмоционально, следя за четкостью произношения и интонацией. Чтение должно сопровождаться движениями (подрастал сильный-сильный – показать, какой сильный; как березка, стройный, стройный – показать, какой стройный). Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является повторение одного и того же текста. Книги для младших дошкольников должны быть динамичными (детям интересен сюжет, из частей речи в произведении должны преобладать глаголы), хорошо иллюстрированными. (Сутеев, Чуковский, Маршак). Если в тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

«Чтение художественной литературы для дошколят»

Требования к организации чтения художественной литературы дома....

Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...