консультация для родителей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ляпина Ирина Евгеньевна

Развитие воображения детей через прослушивание музыкального произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения детей через прослушивание музыкального произведения

На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен, и музыку, сопровождающую движения (пляски, игры, упражнения), звучат инструментальные пьесы и песни, которые исполняет для детей музыкальный руководитель. Эти произведения составляют большой и важный раздел музыкальной работы – слушание музыки. Невозможно повысить общую музыкальность детей, исключая слушание музыки на музыкальных занятиях, и дома. Один из видов слушания музыки – это пение взрослых для детей. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Хороший стимул для развития памяти – повторение. Ведь мы знаем, как хорошо воспринимается уже знакомое произведение, когда ребёнок может подпевать взрослому. Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их, и проявляют общую заинтересованность.

Детям дошкольного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура») помогут улучшить интерес детей к искусству.

Как приучить ребёнка слушать музыку дома?

Первая рекомендация - создание в доме фонотеки. Мы советуем родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п.

Следующие этапы - пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой.

Включите качественную запись музыкального произведения (желательно композитора-классика, например, «Рондо» Моцарта) на тихой звучности. И не ограничивайте деятельность ребёнка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребёнок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип восприятия уже знакомого произведения.

Во время прослушивания музыки, у детей развиваются многие психические процессы, такие как:

1. Память

2. Образное мышление

3. Воображение, как один из важных процессов мышления. Только сопоставляя услышанное со своим жизненным опытом, ребёнок научится чувствовать оттенки настроения в произведении, сможет узнавать персонажи по звучанию инструментов, и это будет способствовать расширению словарного запаса ребёнка.

Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу дошкольного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания.

Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку.

В слушании музыки важна доступность для понимания и изобразительность, откуда ребёнок сможет впоследствии черпать образы для своего творчества. Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью рекомендуется также фрагментальный просмотр вместе с ребёнком выборочных сюжетов полнометражного мультфильма работы студии Уолта Диснея «Фантазии» (классическая музыка известных композиторов в сочетании с мультипликационными образами на известные сказки, притчи).

Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на неё, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Формируя музыкальное восприятие у детей, следует предлагать для прослушивания музыку разного характера, что вызывает у детей соответствующее эмоциональное состояние.

 Большая работа над восприятием музыки проводится в ДОУ при подготовке к Новогоднему празднику, в основу слушания музыки на занятиях положен балет П.И.Чайковского "Щелкунчик", музыка природы, песни о празднике. Дети слушают фрагменты балета, например, Марш, тему Щелкунчика, Китайский танец, Танец пастушков и Феи Драже, Вальс цветов. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...