Памятка для родителей "Чем занимается дефектолог в детском саду?"
статья (подготовительная группа) на тему

Чуприна Наталия Юрьевна

Очень часто у родителей, чьи дети посещают детские сады, где созданы условия для детей с задержкой психического развития, возникают вопросы: "Кто такой учитель-дефектолог? Чем он занимается в детском саду? Сможет ли этот педагог помочь моему ребенку? Как он будет это делать?" Данная памятка поможет родителям разобраться во многих вопросах, связанных с коррекцией, развитием  и образованием детей данной категории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektolog_v_detskom_sadu.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Чем занимается дефектолог в детском саду

         Ведущим специалистом в детском саду для детей с задержкой психического развития  является учитель-дефектолог.  Чем же занимается этот педагог, каковы его функции?  Учитель-дефектолог  - это специалист с высшим дефектологическим образованием, грамотно владеющий различными методиками диагностики, обучения и развития детей, которые имеют задержку в развитии. Педагог имеет знания не только по дошкольной педагогике и психологии, но и по основам медицины. Он понимает механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие ребенка и видит возможности для их компенсации.

        Работа дефектолога в детском саду заключается в повышении познавательной активности детей, развитии основных психических процессов, воображения, любознательности, памяти, внимания и мышления, а также в развитии и стимуляции коммуникативной деятельности детей.

        В начале учебного года  учитель-дефектолог  проводит подробное обследование каждого ребенка. Это позволяет определить особенности мышления, познавательного  и речевого развития,  внимания, памяти, понять на каком уровне находится общая и мелкая моторика. Диагностическое обследование длится целый месяц. Педагог выявляет сильные и слабые стороны ребенка, определяет причину отставания в развитии. На основании полученных данных создается  план индивидуальной коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. Такой план  помогает дефектологу максимально компенсировать выявленные недостатки развития, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Дефектолог делит  детей на подгруппы  с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с учебным планом в первой половине дня.

Все занятия, которые проводит педагог - комплексные. На них решаются как образовательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Подгрупповые занятия

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
  • Развитие мышления и ФЭМП
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Развитие связной речи

        На занятиях по "Формированию целостной картины мира, расширению кругозора и развитию речи" специалист знакомит детей с предметным окружением и явлениями окружающей жизни; учит видеть простейшие связи и отношения между предметами и явлениями. Дети учатся замечать их существенные признаки, находить черты сходства и отличия, классифицировать, делать обобщения и выводы. Дефектолог стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения. На таких занятиях увеличивается кругозор детей, активизируется  словарный запас, формируется связная речь. Большое внимание дефектолог уделяет совершенствованию грамматического строя детей, правильному построению высказываний.

         На занятиях по «Развитию мышления и формированию элементарных математических представлений» дефектолог развивает у детей представления о различных признаках предметов, количестве, числе. Дети учатся различать, сравнивать, обобщать и квалифицировать предметы. Кроме этого дефектолог формирует способность выполнять простейшие счетные операции, составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Специалист развивает пространственные и временные представления детей, формирует и развивает способность конструировать из геометрических фигур, палочек, и другого материала. На таких занятиях большое внимание уделяется развитию ручной моторики, зрительно-моторной  координации, развитию графических навыков. Проводится специальная коррекционная работа по формированию правильных представлений об образе цифр и знаков. На этих занятиях развивается и речь детей: они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сопровождать свои действия речью, расширяется и уточняется математический словарь.

        На занятиях по «Подготовке к обучению грамоте» дефектолог помогает детям расширить и систематизировать словарь, проводит коррекционную работу по совершенствованию грамматического строя речи, развивает связную речь. Особое внимание на этих занятиях уделяется развитию фонематического слуха. Педагог формирует  умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с чтением и письмом. Дефектолог знакомит детей с буквами, учит соотносить звук и букву, учит составлять предложения и выделять слова из них. Особое  внимание специалист уделяет подготовке ребенка к письму. Занятия насыщены упражнениями по развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации. Дети знакомятся с образами печатных букв и их графическим начертанием, осваивают технику написания элементов прописных букв.

На занятиях по «Развитию связной речи» специалист  учит детей высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, формирует навыки построения связных монологических высказываний. Педагог мотивирует детей активно использовать фразовую речь при ответах на вопросы в виде развернутых предложений. Дефектолог помогает детям в практическом овладении простыми синтаксическими моделями фраз, составляемыми на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений. Педагог обогащает зрительные представления детей, развивает внимание, стимулирует познавательную активность. Дефектолог развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, формирует навыки самоконтроля и самооценки. Для развития связной речи специалист использует такие приемы как составление рассказа по демонстрируемым действиям, пересказ рассказа с использованием фланелеграфа или магнитной доски, пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа по сюжетной картине.        

         В течение недели дефектолог несколько раз проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком. Эти занятия строятся на основе индивидуального плана, который составляется после всестороннего диагностического обследования в начале учебного года. Дефектолог обязательно учитывает индивидуальные особенности и образовательные потребности  каждого ребенка.

Специалист проводит беседы и консультации для родителей, оказывают индивидуальную методическую помощь в форме «домашних заданий»,

         Дефектолог проводит беседы и консультации для родителей, во время которых  мамы и папы учатся необходимым методам и приемам в обучении своего ребенка, получают необходимую информацию по вопросам коррекции, образования и воспитания. Дефектолог оказывает родителям индивидуальную методическую помощь в форме «домашних заданий» и пояснений к ним, которые он может давать в печатном виде или пересылать по электронной почте. С помощью электронной почты родители могут получать интересные статьи, книги, презентации, упражнения. Почерпнуть нужную информацию родители могут из материалов, размещенных на информационных стендах, на открытых занятиях, которые проводятся 2-3 раза в год.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Как заниматься дома с ребенком?»

Памятка родителям«Как заниматься дома с ребенком?»...

Памятка для родителей "Занимаясь с детьми, помните"

Памятка  с полезной информацией по развитию речидля родителей...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Занимайтесь аппликацией вместе»

Интересно ли Вам знать, почему дети так любят вырезать, клеить, фантазировать?      Оказывается, именно в дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, мышление, малыш акти...

Памятка родителям: Как заниматься с ребенком дома.

Памятка родителям:        Как заниматься с ребенком дома....

Памятка - как правильно заниматься дома с детьми

Памятка - как правильно заниматься дома с детьми...