ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
консультация на тему

Платонова Татьяна Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Музыкальный руководитель

 I квалификационной категории

Георгиева Татьяна Сергеевна

Инициативность  - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив:

- творческая

- целеполагания и волевого усилия

- коммуникативная

- познавательная 

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Инициатива

Вид деятельности

                                                                                                                             Творческая            

Конструктивная

Музыкальная

Игровая

Художественная

Целеполагания и волевого усилия                                                                          

Трудовая

Коммуникативная    

Общение

Познавательная

Познавательно - исследовательская

Восприятие художественной литературы

Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в разных видах деятельности в нашей группе?

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. 

Творческая инициатива.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств  самовыражения.

В группе создан уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами используем нетрадиционных техники изображения.

В рисовании:

- ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.

В аппликации: 

- сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги  или бумажных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов - круп, макаронных изделий) 

- Используем прием сотворчества и коллективных работ.

Например,  воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или,  дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участвуют в создания коллективных композиций.

- Приём сочетания рисования и аппликации.

Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.

Проводим с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной инициативности:

  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
  • Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок»).
  • Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»,  «Обведи фигуру»

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как сделать весёлый гербарий.
  • Поделки из моркови и картошки.
  • Так ли важно рисование в жизни ребёнка.

Коммуникативная инициатива

Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.

Мы  используем такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситуации,  различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использованием алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы,  упражнения типа  «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку»,  «Кто об этом скажет по-другому», игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.

При заучивании стихов давно используем методику «Расскажи стихи руками».  Рассказывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие  и способствует скорейшему запоминанию.  

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому  мы стали практиковать  заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Успешно используем в своей работе метод проектов, при котором  учитывается принцип интеграции с другими образовательными областями. Учитывая, что 2015 год объявлен годом литературы, мы  стали использовать интересную и эффективную технологию под названием  флешмоб.

Флешмоб - это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. Так в марте месяце в течение недели, проходившей под названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомились с одинаковой для всех сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома было прочитано 5 сказок. В апреле литературный флешмоб продолжил  своё существование в нашей группе, только теперь запланированную нами сказку родители могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору. Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспитанию интереса к совместному чтению.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как научить детей выражать свои мысли?
  • Как заучивать с детьми стихотворения?
  • Как может помочь сказка?

Познавательная инициатива.

Познавательная  активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.  Мы  используем только элементарные опыты и эксперименты. Так, на протяжении учебного года,  познакомились с некоторыми свойствами воды, снега, бумаги и дерева. Начинали с демонстрационного экспериментирования, когда дети были только наблюдателями опытов, затем перешли к фронтальным методам, когда эксперименты проводили сами дети.                                 

В процессе экспериментирования познакомились со многими  сенсорными признаками  и свойствами предметов,  явлений и объектов природы. Это: цвет, форма, величина;  мнётся, рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко;  мягкий, твёрдый, гладкий, холодный, горячий,  тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.

Очень  часто мы применяем ИКТ в образовательном  познавательные и обучающие презентации и ЭОРы.

Использование современных информационных технологий позволяет нам повысить мотивацию детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Чем занять ребёнка в выходной день?
  • Развивающие прогулки с ребёнком.
  • В мире звуков.
  • Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?
  • Чем занять ребёнка на прогулке весной?
  • Значение детского экспериментирования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

quot;Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где ...

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ...

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...