рекомендации для родителей по речевому развитию детей
консультация (средняя группа) на тему

Столярова Лариса Петровна

Слышим и правильно произносим звуки

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте одна из главнейших задач, стоящая перед педагогами и родителями.Чтобы ребенок правильно произносил все звуки ему необходимо помочь научиться слышать звуки. Занимаясь с ребенком предложенными играми поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Пачаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе сним каждой, даже незначительной, удаче. Привлечение внимание дошкольников к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в словах, слогах, предложениях в более короткие сроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Слышим и правильно произносим звуки

     Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

     Ребенок без подготовки не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой он просто не замечает, что неправильно произносит звуки.

Цель предлагаемых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Выдели слово. Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Звуковые песенки. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки:

 АУ – дети кричат в лесу.

 ИА – кричит ослик.

 УА – плачет ребенок.

 ОО – мы удивляемся.

Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно попевая его, затем – второй.

Назови лишнее слово. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коза, коса, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

     Какой звук начинает слово? Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук, лучше – с ударением на первый гласный. Например, «аист», «осы», «утка», «эхо», «иней». Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

     Что за звук спрятался в середине слова? Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: «зал», «жук», «дом», «сэр», «сыр», «мир» и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как «лес», «лед», «люк». В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях «звук» и «буква» еще не известна.

     Что за звук в конце слова? Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова: «ведро», «нога», «столы», «бери», «карате» и т.д.

Ударение опять падает на искомый звук.

    Договори словечко. Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке …(жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась …(шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети …(книжки).

Не полезет Влад на ель, у него в руках …(портфель).

То назад, то вперед может плыть …(пароход).

     Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука – аист –туман и т.д.

        Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинать надо с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда вы поможете ребенку в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

     Чтобы развить фонематический слух придется потрудиться!

      Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

                                 Выполняем дыхательную гимнастику

Как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вздохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?

    Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

    Придерживайтесь следующих рекомендаций

  • Следите за правильным вдохом – через нос;
  • Плечи нельзя поднимать;
  • Выдох должен быть длительным, плавным;
  • Следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
  • Каждое упражнение повторяйте не более 2-3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

На качелях. Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

Шарики. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем другую щеку – надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.

Ветряная мельница. Для этой игры необходима мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.

Снежинка. Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенка. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка «улетела».

Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с дерева опадают листья, это явление называется листопадом. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Бабочка. Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, чтобы она «полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

Кораблик. Сделать из бумаги кораблик. Кораблик опустить в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта, так чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

Мыльные пузыри. Веселое и полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Надуем игрушку. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстия игрушки.

     Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материалы позволяют родителм четко представлять,что и в какой год жтзни может говорить Ваш ребенок,чем интересоваться и как ему помочть правильно говорить....

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материал для родителей по развитию речи дошкольников...

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей  по речевому развитию детей 4-5 лет....

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей...

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 6-7 лет

Возрастные особенности детей 6-7 лет по речевому развитию:• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,• способны к простейшему звуковому анализу слов,...