Консультация для родителей: "Развивающие игры для самых маленьких".
консультация (младшая группа) на тему

Советы родителям в какие игры ирать с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_dlya_samyh_malenkih.doc62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для самых маленьких

Ребенок третьего года жизни активно познает окружающий мир, а также учится способам взаимодействия с ним. Игра – один из наиболее приятных и полезных способов этого познания. Существует множество развивающих игр для малышей, которые родители используют и придумывают сами. Несмотря на принадлежность к той или иной категории, эти игры воздействуют на развитие ребёнка комплексно, оказывают влияние на развитие различных сфер: познавательной, эмоциональной, игровой, двигательной. Многообразие детских игр можно условно разделить на следующие группы:

  • "Добрый сказочник" – сказки, потешки, рассказы, стихи.

Сказки полезны детям по многим причинам: они помогают развитию внимания, речи и других психических процессов, формируют умение различать эмоции. В конце концов, в сказках в простой форме содержатся важные человеческие правила и ограничения: что такое хорошо и плохо, что опасно, как вести себя правильно и чего следует избегать и т.д. Русские народные сказки - метод, испробованный многими поколениями. Однако не стоит ограничивать себя только им: вы и сами, подключив воображение, можете придумать сказку, интересную для ребёнка и раскрывающую какую-либо из волнующих вас проблем. Не стоит забывать и про разнообразные спектакли: кукольные, с использованием игрушек, пальчиковых кукол. Это не только отличное времяпрепровождение для вас обоих, но и весёлое приобщение ребёнка к культурной сфере жизни.

  • "Мир вокруг меня" - игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире.

В эту категорию входят разнообразные упражнения на ознакомление с природой, животными, с бытовыми предметами и способами действий с ними. Такие игры поощряют и развивают предметную деятельность ребенка. Например, игра "Кто где живёт?": взрослый показывает ребёнку картинки с изображением животных (мишки, птички, рыбки) и их домиков (берлоги, гнезда, пруда) и просит вернуть каждое животное в его домик. Вместо картинок можно использовать игрушки и весело, познавательно проиграть для малыша эту пока незнакомую тему. Если ребёнок испытывает затруднения, взрослый помогает ему, а затем при помощи сказки или той же игры напоминает малышу, кто где живёт. Также любима детьми игра "Съедобное - несъедобное" (для малышей она должна быть максимально простой): вместо бросков мячика можно сделать круг-рулетку с изображениями съедобных и несъедобных предметов. Следует предостеречь: не упорствуйте только в этом направлении, давайте малышу те основные понятия, которые он в состоянии усвоить сейчас, не торопитесь. Перегружать ребёнка не стоит. Всё, что касается окружающего мира, он будет узнавать последовательно, с вашей помощью. А пока можно начать с малого и такого важного: день и ночь, ознакомление со временами года и наиболее показательными представителями животного и растительного мира. Маленький Эйнштейн будет охотно подхватывать всё, что вы расскажете, но по-настоящему запомнит и усвоит немногое, поэтому – не спешите. И помните, что для закрепления материала его важно повторять как можно чаще – желательно в игровой форме и используя собственную фантазию.

Способствовать развитию предметной деятельности и закреплению элементарных бытовых навыков вы также можете с помощью игры: научите ребёнка обращаться с игрушечным телефоном, а уже потом обратите его внимание на настоящий; поиграйте с ним на игрушечной кухне, а затем дайте небольшое (и безопасное!) поручение, когда будете готовить по-настоящему.

  • "Я знаю всё!" – игры, направленные на развитие познавательной сферы.

В эту группу входят игры для развития речи, слуха, памяти, мышления и всех психических процессов, представлений о цвете, форме, величине. При помощи этих игр ребёнок полнее включается в исследование мира. Для развития речи существует огромное количество увлекательных упражнений, но вы можете придумать свои, которые будут учитывать интересы и особенности вашего ребёнка. Пример игры - "Подзорная труба": трубу взрослый мастерит из бумаги и предлагает ребёнку рассмотреть предметы через неё, называя то, что он видит. Если ребёнок не знает названия предмета или произносит его не совсем правильно, задача взрослого - помочь малышу верно назвать предмет. Очень хорошо способствуют развитию речи различные виды пальчиковой гимнастики. К этой группе также относятся игры "Найди звучащую игрушку", "Что как шумит?" (развитие слуха), "Найди свой домик"; "Кто потерялся?" (ребёнок видит несколько игрушек, посаженных в ряд, затем отворачивается, взрослый убирает одну, и малыш должен сказать, какой игрушки не хватает); "У каждой коробочки своя крышка" (нужно взять несколько разных по величине (форме, цвету) коробочек и попросить ребёнка подобрать к каждой крышку) - эту игру можно усложнять и изменять как угодно. Для соотнесения по форме подходят простые виды пазлов (их можно изготовить самостоятельно, вырезав из листа картона необходимые фигурки). Для развития представлений о величине можно использовать уже известную пирамидку, матрёшку или разноцветные стаканчики разного размера. Кроме того, для развития восприятия подходят все виды изо-деятельности.

  • "Ум на кончиках пальцев" - развитие мелкой моторики и сенсорное развитие.

Мелкая моторика активно развивается в процессе лепки, рисования, конструирования. Малышу наверняка понравится игра "Соберём бусы", а если бусины спрятать в контейнере с крупой и попросить ребёнка их отыскать, это будет очень полезно и для тактильного восприятия.

Развивайте мелкую моторику и тонкие движения пальцев с помощью пальчиковой гимнастики, играйте с пальчиковыми куклами, собирайте мозаики. Давайте ребёнку рисовать, если он этого хочет, и рисуйте вместе с ним, создавайте поделки.

Для сенсорного развития используйте и совершенствуйте игру "Что лежит в мешочке?" (ребёнок на ощупь угадывает, какой предмет у него в руке), а также все виды игр с различными сортами крупы. Развивайте и поощряйте интерес к творческой и продуктивной деятельности: весь мир находится в баночке с краской!

  • "Движение-жизнь!" - подвижные игры, способствующие общему физическому развитию и помогающие сбросить лишнее напряжение.

Кроме того, подвижные игры вызывают яркие эмоции и крайне полезны. Однако не следует забывать о чувстве меры: увлекаться подвижными играми или делать упор только на них тоже не нужно. Такие игры, как "День-ночь", "Тучка и солнышко" помогают сбалансировать двигательную активность и приучить малыша к более плавному режиму, когда за движением следует минутка спокойствия.

Подвижные игры можно и нужно усложнять, вводя новые, сначала простые условия. Например, вместо слов ввести музыкальный инструмент (бубен, погремушку) или реальные звуки животных, погодных явлений (ветра, дождя). Это не только интересно, но и очень полезно для малыша. Использование подвижных игр с простыми правилами очень продуктивно в области профилактики и коррекции гипервозбудимости.

Различные виды игр с мячом, "догонялки" с плюшевым мишкой, подражание животным (прыгать как зайчики, ходить как кошки) не только улучшают физическое здоровье ребёнка, но и дарят незабываемые эмоции. Буквально очаровывают малышей стихи: не забывайте об этом! Сочетание рифмы и движений способствует развитию ритма и упорядоченности, снижению импульсивности.

  • «Улыбнитесь мне!» - игры, насыщенные эмоциями.

Эмоции важны для ребёнка в любом возрасте, но если для старшего ребёнка они действуют как подкрепление, то в раннем возрасте чрезвычайно важны в целом для психического развития. Малыш обращает внимание на мимику – старайтесь с её помощью характерно показывать, что вы рады, что недовольны (когда ребёнок делает что-то запретное), включайте эмоциональное общение в повседневную жизнь. Акцентируйте внимание ребёнка на важных моментах с помощью мимики и интонаций: эмоциональные реакции запоминаются малышом очень хорошо.

Игра, вызывающая детский восторг – «Прятки» (можно спрятать лицо в ладонях, можно – за платочком, можно спрятаться целиком или спрятать игрушку). Кроме того, малышу очень весело и интересно убегать от мамы, которая изображает лису (мишку, кошку), а потом догонять её. Просто восторг – спрятаться с мамой в одном домике от дождя под зонтиком. К играм, вызывающим сильные переживания, относятся «Ворон и птенцы», «У медведя во бору», «Кошка и мышки» - то есть те игры, которые позволяют ребёнку почувствовать лёгкий страх, но тут же спрятаться от него в безопасном месте.

Стоит предостеречь родителей от пресыщения такими играми: они стимулируют не только эмоциональную, но и двигательную активность, поэтому правило безопасности «насыщенная игра – спокойная игра» действует и в этом случае. Не стоит провоцировать перевозбуждение, для начала достаточно ограничиться тремя-пятью минутами (максимум) таких игр в день.

«Учимся играть!» - совместные игры с взрослым, направленные на развитие предметно-игровых действий ребенка.

Мы помним о том, что игра – это такая же естественная деятельность для дошкольника, как и обучение – для школьника, и труд – для взрослого. В игре развиваются все основные психические процессы, поэтому важно в свою очередь развивать и поддерживать игру, делая её мощнейшим средством развития ребенка.

На третьем году жизни ребенок переходит от простых манипуляций с предметом – постучать трубкой телефона по столу, покатать матрешку по полу – к собственно предметным действиям – разбирает и собирает матрешку, подносит трубку телефона к уху. Это значит, он осваивает способы действия с тем или иным предметом. Затем, к двум с половиной-трем годам, эти действия становятся игровыми – ребенок не просто открывает и закрывает в матрешку, но играет, как будто матрешка ходит, затем «кормит» матрешку, укладывает спать. Постепенно ребенок переходит от набора простых игровых стереотипных действий к действиям, связанным единым сюжетом – матрешка пошла в магазин, купила еду, приготовила, поела, легла спать и т.д. И здесь очень важно участие взрослого: именно взрослый, поднеся ложку к лицу куклы, показывает, как можно играть в «обед». Именно взрослый придумывает и направляет сюжет игры. Повторяя за ним, ребенок постепенно подключает собственную фантазию и жизненный опыт. Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д.

Постоянные комментарии взрослого к игре: «А теперь мишка пошел гулять, топ-топ-топ! А навстречу ему зайка: прыг!» - способствует развитию речи ребенка.

Для малыша двух-трёх лет мир только начинает играть красками. Используя весёлые развивающие игры и придумывая свои, вы не только поддержите ребенка, но и сами получите море удовольствия!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкальные игры для самых маленьких , стимулирующие развитие взаимодействия со сверстникамия

Музыкальные игры, которые позволят сформировать у малыша доброжелательный интерес к сверстнику....

Консультация для родителей. Развивающие музыкальные игры в семье.

Музыкальные развивающие игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами ...

Консультация для воспитателей "Игры для самых маленьких"

Материал для воспитателей младших групп детского сада...

Консультация для родителей "Развивающие музыкальные игры в семье"

Консультация по музыке для родителей дошкольников...

«Консультация для родителей «Развивающие речевые игры по теме «Зима»

Задачи, которые решают речевые игры по теме «Зима»: • развитие высших психических функций; • развитие слухового внимания и восприятия; • развитие пальцевого и артикуляторного праксиса; • формирова...